11 лет в школе дети учатся правильно писать, сдают обязательный ЕГЭ по русскому. Но надо ли тратить на это столько времени, если есть компьютерные программы, которые напишут и поправят за тебя?
Поймём ли друг друга?
«Дети в школе должны быть информированы об эталоне, — считает завотделом Центра развития стратегии образования МГУ им. Ломоносова Константин Зискин. — Но не потому, что незнание правил как-то мешает коммуникации. В России всеобщая грамотность возникла только в начале XX в. А до этого как-то все жили и друг друга понимали. Да, в Англии было такое, что сколько-то веков английская знать вообще не понимала простолюдинов — просто потому, что говорила по-французски. Аристократы же в России вполне понимали простых людей. По сути, и сами правила появились в конце XIX в.
Знание правил скорее связано с принадлежностью к группе. Мы берём язык какой-то группы людей и называем его правильным. И всех учим вот этому условному правильному языку. Зачем? Судя по содержанию и тому, что проверяется, это нужно, чтобы люди просто знали и выучили набор правил. К коммуникации и пониманию это прямого отношения не имеет. Если вдруг тебе что-то непонятно — переспроси. Наоборот, следование правилам влияет отрицательно на творческое становление ребёнка. У Чуковского есть знаменитая книга «От двух до пяти», посвящённая детской речи, когда он внимательно следит, как дети мастерски меняют слова, образуют новые, не зная никаких правил. Какой полёт фантазии! Который потом старательно засовывают в прокрустово ложе жёстких правил.
Судя по тому, какую массу текстов с ошибками мы видим каждый день, эталону обучают неважно. Люди стали менее грамотными? Вряд ли. Просто неграмотные меньше писали. Раньше, чтобы писать, нужно было как минимум иметь перо и бумагу, потом тебе нужно было купить открытку. Сейчас всё проще, и все пишут. Человечество никогда не знало столько письменных вариантов общения! Люди ведут блоги в соцсетях, переписываются в чатах. Потому и столько текстов с ошибками.
Но это не значит, что надо упрощать правила русского языка. Скорее, стоит изменить акценты школьной программы, требования к ученикам. Вот это было бы полезно. Если сейчас посмотреть на курс русского языка, то это, скорее, прусская начётническая система, когда вот так правильно, и всё. В основном дети просто зубрят правила. Зубрёжка ухудшает знание языков и чего-либо. Ты бездумно начинаешь воспроизводить эти правила, не чувствуя их и не понимая. Надо, чтобы было интересно учить. Чтобы ребёнку хотелось принадлежать к той группе людей, которые используют эти правила«.
Откуда столько неучей?
С такой позицией не согласны филологи. «Задача литературного языка — сохранение понимания между поколениями и всеми, кто общается на русском языке, — считает доцент кафедры русского языка и методики его преподавания РУДН Елена Барышникова. — Это не язык отдельной группы — это язык народа. А значит, и правила важны! Они возникли не по велению академиков, а в результате традиций народа, истории народа. К сожалению, эталоном речи стал учебно-научный текст учебников, а не художественная литература. Да и учебники написаны таким канцелярским языком, что по ним невозможно научить грамотной речи. Грамотность не сводится к тому, чтобы правильно писать слова и ставить запятые. Это ещё умение использовать слова в определённой ситуации, знать много синонимов, чтобы быть креативным. Когда вместо „я убралась на кухне“ говорят „я произвела уборку“ — это тоже неграмотность. За упрощение языка выступал Н. С. Хрущёв — мол, не имеет значения, написано „корова“ или „карова“. Дальше его предложений, к счастью, не пошло. Начнём со слова „корова“, а потом не сможем общаться на русском языке. Многие страны сейчас борются за чистоту своего языка. Компьютерные корректорские программы не умеют различать „н“ и „нн“, не знают, где ставить запятые при некоторых конструкциях, а от этого зависит смысл высказывания. Популярное приложение в смартфонах „Т9“ набирает только известные ему лексические единицы. Увы, это не спасение. Грамотность — это умение написать текст, который будет понят именно так, как ты задумал, без пояснений».
В любом случае учиться ли писать грамотно — это должно быть осознанным выбором каждого человека. Тогда научить грамотности гораздо проще, чем занудной зубрёжкой и требованиями, что так надо. Увы, в школах чаще процветает последнее. Если учителя не могут убедить детей, так с чего им быть грамотными?