В высшем образовании начинается радикальная реформа. С 2024 г. студенты смогут выбирать специальность после 2 лет обучения в вузе. И список этих специальностей тоже обновлён.
Что есть в новом перечне
Нынешние школьники мечтают о профессии программистов и айтишников, которым теперь обещаны небывалые льготы и преференции, а Минобрнауки утвердило новый перечень специальностей (вступит в силу с 01.09.2024), которые должны в перспективе стать не менее престижными. Многие там появились впервые – таких ни много ни мало пятая часть, и к ним точно стоит присмотреться.
Например, есть актуальнейшая медицинская микробиология, которая направлена на борьбу с инфекционными и паразитарными заболеваниями. В числе новинок также «Фундаментальная, прикладная и синтетическая биология», «Кораблестроение, океанотехника, системотехника объектов морской инфраструктуры», «Инженерия в агробизнесе», «Социотехнологическое обеспечение национальной безопасности», «Системы искусственного интеллекта», «Интеллектуальные системы специального назначения».
«Создание новых перечней обусловлено требованиями экономики. Современный мир перешёл на другой технологический уклад, когда каждый год появляются иные виды деятельности, специальности, рабочие места. Например, стремительно развиваются IT-отрасль, науки о жизни, робототехника. При этом последний раз действующие перечни специальностей и направлений утверждались почти 10 лет назад и, очевидно, отстали от современных запросов экономики и рынка труда», – отметил глава Минобрнауки Валерий Фальков.
2+2 = профессия
С 2024 г. студенты будут поступать не на отдельные факультеты по специальностям, как было раньше, а на укрупнённые. Например, тем, кто силён в биологии, теперь не обязательно сразу при поступлении решать, куда пойти – на почвоведа, биоинженера или специалиста по фундаментальной, прикладной и синтетической биологии. Можно поступить на укрупнённую группу, включающую все эти специальности, а через два года обучения, после освоения обязательной части, сделать осознанный выбор. И оставшиеся два года посвятить конкретной профессии. Это так называемая система «2+2». Те, кто не может сразу выбрать между математикой и физикой, могут поступить на общее направление «Физико-математические науки», а потом перейти на одну из семи специальностей группы – математика и механика, статистика, физика, радиофизика, фундаментальная математика и механика, астрономия, фундаментальная и прикладная физика. В укрупнённом направлении «Клиническая медицина» более 80 различных специальностей: терапия, стоматология, детская хирургия, диетология и т. д. В группе информационной безопасности – восемь профилей, в том числе криптография, противодействие техническим разведкам.
При этом в дипломе по окончании вуза будет записано конкретно то направление профессиональной деятельности, в которой собирается работать выпускник. Например, «бакалавр гостеприимства» (если учился 4 года гостиничному делу), «магистр картографии и геоинформатики» (если окончил ещё плюс 2 года магистратуры по специальности), «врач – медицинский микробиолог». Квалификаций может быть и несколько. Они присваиваются в зависимости от защищённой выпускной работы. Например, выбрав «графику» в укрупнённой группе специальностей «Изобразительные и прикладные виды искусств», можно стать художником-графиком по оформлению печатной продукции, книг, плакатов, художником анимации и компьютерной графики и т. п.
Более того, студентам дадут возможность бесплатно (если они учатся на бюджете) получать второй дополнительный профиль. «Ребята смогут дополнительно к своей специальности, допустим по биологии, физике или даже информатике, взять курсы, связанные с финансами, управлением, лингвистикой. И все эти квалификации будут записаны в дипломе. Исследовательские практики, проектные работы тоже будут приложены к диплому и в нём учтены. В итоге работодатель будет сразу видеть, какой специалист к нему пришёл», – поясняет руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
Фермеры в городе
Особое внимание теперь сельскохозяйственным специальностям. Правительство взялось за выращивание высококвалифицированных кадров отрасли, а на развитие аграрной науки на ближайшие 3 года запланировано потратить свыше 6 млрд руб.
«Появилось много крупнейших агропромышленных холдингов, которым требуются агрономы, – говорит директор Аграрно-технологического института РУДН Эльвира Довлетярова. – И не просто агрономы, а узкие специалисты, например семеноводы, специалисты в области генетики, защиты растений, органического земледелия. Выпускники российских вузов работают топ-менеджерами в транснациональных компаниях Европы и Китая. И в этой области теперь немало профессий будущего, например агробиотехнологи, специалисты по качеству продуктов питания, органическому земледелию. Или ситифермеры. Согласно прогнозам, к 2050 г. 80% населения планеты будет жить в городах, поэтому нужно будет развивать именно городское сельское хозяйство».
На хлеб с маслом
Эксперты также советуют присмотреться к такой группе специальностей, как «Образование и педагогические науки». «Теперь здесь появились направления, связанные с управлением, финансами, психологией, социологией в области именно образования. И это соответствует современным трендам. Раньше такие вопросы напрямую педагогические науки не включали», – отмечает Ирина Абанкина.
«Учителя, полицейские и врачи – это те люди, которые будут нужны всегда, – считает завотделом Центра развития стратегии образования МГУ им. Ломоносова Константин Зискин. – В Москве, например, из-за хороших зарплат вакансий для учителей почти нет. Соответственно, в любом случае кусок хлеба, даже иногда с маслом, у них будет».