Государственная Дума 18 сентября утвердила во 2-м и 3-м чтениях проект закона о реформировании системы государственных академий наук.
В ураганном темпе
Между голосованиями по второму и третьему чтению документа прошло не более получаса, а их итог оказался абсолютно идентичным — «за» высказался 331 депутат, «против» — 107, воздержался 1 человек.
Читайте также: | |
---|---|
Зачем нужна реформа РАН. Суть проекта и реакция учёных |
Поддержали законопроект фракции «Единой России», ЛДПР и «Справедливой России», до конца остались противниками документа только коммунисты.
О том, что работа над принятием поправок в документ пройдёт практически в ураганном темпе, стало известно за день до голосования, 17 сентября. Сразу после того, как проект реформы был возвращён во второе чтение, стало известно, что новые поправки в документ должны быть предложены не позднее 18:00 текущего дня, а голосование по проекту документа во втором и третьем чтениях пройдёт уже на следующий день.
Фактически это означало, что никакого реального обсуждения поправок не будет, ибо взвесить и проанализировать все предлагаемые корректировки в столь сжатые сроки было физически нереально.
Коммунисты и справедливоросы утром 18 сентября предложили Госдуме снять законопроект с рассмотрения. Депутаты от оппозиции подчёркивали — вопрос слишком серьёзный, спешка не нужна, не все замечания академиков учтены. «За» перенос голосования по реформе проголосовали 100 депутатов, «против» — 178.
После этого стало окончательно ясно, что никакого реального обсуждения поправок в Думе не будет — всё уже решено, а проправительственная фракция вновь включила столь хорошо знакомый режим «взбесившегося принтера».
Имущество Академии передали Агентству
По сути дела, поправки в проект реформы РАН и других научных академий вносились на основании тех договорённостей, что были достигнуты на встрече между президентом России Владимиром Путиным и вновь избранным главой РАН Владимиром Фортовым.
Причём поправки принимались исходя из того, как трактовала эти договорённости правительственная сторона. Учёные и чиновники так и не пришли к полному взаимопониманию.
В документ в итоге было внесено около 30 поправок. Согласно одной из них, нынешний глава Российской академии наук Владимир Фортов сохранит полномочия в течение трёх лет после первого общего собрания реформированной РАН. Ещё одна поправка гласит, что органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в научную (научно-исследовательскую) деятельность РАН, принимать решения, препятствующие осуществлению задач и функций РАН.
Но главное сражение кипело вокруг того, в чьём подчинении окажутся все научно-исследовательские институты академии наук. В итоге, несмотря на протесты учёных, депутаты проголосовали за то, чтобы научные институты, находящиеся в ведении РАН, РАМН и РАСХН, перешли в ведение Федерального агентства по управлению имуществом РАН, за исключением трёх отделений — Дальневосточного, Сибирского и Уральского.
Функции учредителя этих организаций агентство будет осуществлять в порядке, установленном Правительством РФ. Согласно поправкам, государственные задания на проведение фундаментальных и поисковых научных исследований научными институтами, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, будут утверждаться Агентством по имуществу с учётом предложений РАН. Руководители научных институтов, переданных в ведение агентства, будут избираться коллективами этих институтов и утверждаться агентством. При этом порядок и сроки согласования и утверждения кандидатур на должности руководителей научных институтов установит правительство.
Госдума рекомендовала правительству в трёхмесячный срок утвердить положение об Агентстве по управлению имуществом РАН.
Кто победил, пока неясно
Эксперты разошлись в оценках итогов борьбы вокруг законопроекта о реформе РАН. Перый зампред руководителя фракции «Единая Россия» Николай Булаев считает, что Госдума значительно изменила первоначальный вариант реформы, предложенный Минобрнауки. Зампред фракции «Справедливой России» Михаил Емельянов считает главным то, что новое Агентство по управлению имуществом РАН будет подчиняться правительству, а не министру Ливанову.
Политолог Павел Данилин в интервью РБК отметил, что «президент поддержал академиков и не допустил создания клуба по интересам из РАН. Не пустил, как говорится, козла в огород». Профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев, убеждённый в необходимости реформы РАН, назвал итоговый документ «разумным вариантом».
Иное мнение у академика РАН и депутата Госдумы от КПРФ Владимира Кашина. В интервью порталу «Свободная пресса» он отметил, что «дальше будет противостояние». «Главное, что управление наукой теперь в значительной степени передаётся чиновникам. Это не устраивает учёных. Их опасения усиливаются ещё и от того хамского стиля, с которым всё это делалось», — заметил академик.
С ним согласна и зампред Комитета по бюджету и налогам Госдумы Оксана Дмитриева, которая считает, что все базовые и концептуальные пороки представленного законопроекта сохранились. Фактическая реорганизации академий произойдёт, а в итоге сложится ситуация, при которой, по словам Дмитриевой, в России «детский сад, библиотека или краеведческий музей могут оперативно управлять своим имуществом, а научный институт — нет».
Демонстранты «похоронили» науку
На протяжении всего дня у стен Госдумы находились протестующие научные работники, численность которых доходила до 1000 человек. Поскольку мэрия Москвы не дала разрешения на проведение митинга, акция проводилась в «режиме гуляний» и встречи с депутатами от фракции КПРФ. За учёными пристально наблюдал ОМОН, готовый в любой момент научить академиков правильному поведению в общественных местах.
Когда стало известно о принятии документа в третьем чтении, собравшиеся возложили к зданию Госдумы траурный венок, тем самым давая понять, что 18 сентября 2013 года парламентарии окончательно похоронили российскую науку.
В 19:10 полицейские приступили к вытеснению протестующих. Возможно, этому способствовало и то, что некоторые из противников реформы встречали выходящих из здания Госдумы депутатов криками «Позор!».
Были и задержанные — в частности, скрутили тех, кто принёс траурный венок. Впрочем, задержанных вскоре отпустили.
Законопроект о реформе российских научных академий ещё должен утвердить Совет Федерации и подписать президент, однако это, скорее всего, будет простой формальностью.
Учёные и чиновники решали вопрос в кулуарах
Как реформа отразится на науке, покажет время. Но уже сейчас ясно, что взаимной неприязни между учёными и чиновниками станет больше.
Накануне голосования в Госдуме Общество научных работников опубликовало требование об отставке 25 депутатов Госдумы, в чьих диссертациях был обнаружен плагиат или подлог документов. По мнению учёных, у таких парламентариев нет морального права решать судьбу российской науки. Среди тех, кого хотели бы отставить деятели науки, глава фракции «Единой России» Владимир Васильев.
Однако такие требования депутатов, похоже, нисколько не волнуют. Глава думской Комиссии по этике Александр Дегтярёв в интервью «Коммерсанту» заявил: «Такие вещи просто не относятся к депутатской деятельности. Возможно только какое-то этическое осуждение». Учёным же борец за этику в Думе посоветовал «относиться к этим вещам без экстремизма».
Хотелось бы сказать и ещё об одном моменте. Несмотря на большой общественный резонанс темы реформирования РАН, лишь единицы сторонников и противников реформы оказались готовы к откровенной беседе на эту тему. За последние пару недель АиФ.ru предпринял целую серию попыток пригласить на обсуждение самых острых принципиальных аспектов реформы как представителей академической науки, так и тружеников властных структур.
И если отказ чиновников от разъяснения своей позиции вряд ли может удивить, то нежелание говорить на злободневную тему людей из научного мира, честно говоря, удивило.
Похоже, все стороны этого конфликта открытой полемике предпочли закулисные переговоры. В силу общественного мнения в России, видимо, не верит уже никто, что чрезвычайно прискорбно.