Оставалось осенью провести 3-е чтение, техническое. В первоначальном варианте этот документ, предложенный правительством Дмитрия Медведева (конкретно - Министерством образования и науки под руководством Дмитрия Ливанова), предполагал фактически ликвидацию РАН, а также академий медицинских наук и сельскохозяйственных наук. Члены всех этих трёх академий должны были войти в обновлённую РАН. Причём члены-корреспонденты автоматически становились полноправными академиками. Управление имуществом и финансами институтов РАН предлагалось передать новому государственному агентству. Кстати, сейчас годовой бюджет РАН - 60 млрд руб.
«За 12 лет работы в Госдуме я не видел другого такого закона, о котором было бы столько сплетен, слухов, не соответствующих действительности! - посетовал «АиФ» Николай Булаев, первый замруководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме. - Всё лето мы работали над этим законопроектом, президент РАН Владимир Фортов дважды встречался с Владимиром Путиным по этому поводу». Общался глава государства и с другими видными учёными. В итоге сырой законопроект был возвращён во 2-е чтение, в него внесли более 40 поправок. Депутаты подчёркивают, что сделали это исключительно благодаря Президенту РФ, который поддержал академиков с их требованиями.
В итоге было учтено 90% предложений РАН. Но имущественный комплекс всё же решили вернуть в государственное лоно, создав для этого специальное правительственное агентство.
«Никакого отъёма собственности не происходит, просто государство хочет упорядочить пользование этим имуществом, - уверен Николай Булаев. - Агентство будет напрямую подчиняться правительству, а его руководитель - назначаться по согласованию с президентом. Агентство не будет заниматься внебюджетной, хозрасчётной деятельностью, бизнес-услугами. Оно организует хозяйственную работу институтов. Мне кажется, та конфигурация, которая сейчас создаётся, даёт российской науке шанс быть более востребованной и эффективной».
В пылу споров об академическом имуществе многие позабыли о сути реформы. А между тем после поправок, предложенных учёными, концепция закона здорово изменилась.
«Мы обещали этот закон улучшить, и он улучшен по многим параметрам. Во-первых, Академия наук просила ничего не говорить в законе о ликвидации или создании РАН - это учтено. Академия просила, чтобы за ней было прямо закреплено проведение научных исследований - эта функция академии даже усилена, - перечисляет принятые поправки Вячеслав Никонов, глава Комитета Госдумы по образованию. - РАН получила право координировать научные исследования в масштабе всей страны, причём не только в самой академии, но и в системе высших учебных заведений, которые сейчас фактически будут подотчётны ей в своей научной деятельности. Далее - просили статус юридического лица для отделений РАН, и мы предоставили. Академия просила законом защитить научные центры - мы и это сделали».
В структуру РАН действительно вернули региональные научные центры, которые могли прекратить существование, если бы закон вступил в силу в его первоначальном виде. Благодаря этой поправке, например, и дальше будет работать петербургский центр, возглавляемый нобелевским лауреатом Жоресом Алфёровым.
«Конечно, есть разногласия, которые невозможно разрешить в рамках нынешней концепции закона. Но сейчас очевидно, что закон готов, - считает Вячеслав Никонов. - При необходимости всё может быть отрегулировано указом президента о создании агентства, который сейчас готовится, постановлением правительства. А если надо, то и Госдума вернётся к вопросу о РАН и поправит уже принятый закон».
Читайте также: Зачем нужна реформа РАН. Суть проекта и реакция ученых >>