Ярослав Кузьминов, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Как мы дошли до жизни такой?
Российская образовательная система все еще на 50% представляет собой слепок советской. Ключевой особенностью советской системы высшего образования была тесная связь университетов с отраслями промышленности. Потом эти промышленные отрасли приватизировались и таким образом возник первый опыт государственно-частного партнерства, развитие которого сейчас рассматривается как один из актуальных для страны вопросов.
В 90-х годах было привычно то, что университеты являлись частью отраслевых комплексов: нефтегазового, железнодорожного, текстильного, медицинского. Получали оттуда заказ на подготовку специалистов на конкретные позиции – инженеров и других. Причем нередко это шло с привязкой к конкретной технологии. Привычно было и то, что на старших курсах студенты получали большие возможности по практикованию полученных знаний и навыков. То есть в идеале специалист готовился под заказ конкретного рабочего места. Это очень красивая легенда, крах которой мы наблюдаем последние 15 лет.
Уже где-то в 2005 году, через 15 лет после начала приватизации в России, ситуация сложилась так, что абсолютное число работодателей заявляло, что университеты им не нужны, потому что они вынуждены переучивать их выпускников. В итоге с 2005 года начался процесс ухода частного бизнеса из университетов. Согласно социологическим опросам работодателей, примерно на 20-30% в год.
Однако в России все же осталось порядка 20% вузов, которые имеют хотя бы формальную отраслевую привязку. В каких формах эта привязка существует в настоящее время? Почти нет образовательных заказов – они переместились в сектор подготовки рабочих. Поступают время от времени заказы на прикладные разработки, но они составляют очень небольшую часть бюджета даже в специализированных университетах. Постсоветская производственная кооперация (назовем ее так) бизнеса и университетов продолжает сокращаться. По всей видимости, потому что ее форма и масштаб целиком унаследованы из той экономики, которая во многом просто перестала существовать.
Наряду с этим с 2005-2007 годов начался процесс формирования новых отношений бизнеса и университетов. Это эндаумент — благотворительные проекты внутри тех университетов, чьим активным руководителям удается уговорить представителей бизнеса. Пока объем таких проектов не превышает нескольких процентов от бюджетов университетов в России. Но, тем не менее, такая форма сотрудничества уже зарождается. И если они будут развиваться теми же темпами, как и сейчас, то по моей оценке, ориентировочно к 2020 году они достигнут 5-7% бюджета всего (!) высшего образования в стране.
Зачем власти сокращают в вузах бюджетные места?>>
И последнее, на что хотел бы обратить внимание. Мы делали несколько попыток в разных университетах по привлечению бизнеса для участия в управлении университетами. Я не знаю ни одного университета, где система управлении была бы эффективно преобразована при участии бизнеса.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции