«Больше закрывать не нужно», - сказал премьер Владимир Путин о сельских школах, которые в последнее время активно оптимизировали. Вроде больше и некуда - сокращена четверть школ, тысячи учителей сидят без работы... Оказывается, ещё есть куда.
«Нашей деревенской школе в этом году исполнилось 80 лет, - рассказывает Зоя Родионова, учительница с 20-летним стажем из Олонецкого района Карелии. - Школа замечательная, со своими традициями. Но районные власти решили её закрыть! И придётся нам более чем за 20 км возить детей в другую, холодную, в которой прогнила канализация и течёт крыша».
Кстати | |
---|---|
В Америке малокомплектные школы не закрывают, а, наоборот, открывают. Называются они «однокомнатными». Статистика доказывает: качество обучения в такой «однокомнатной» школе выше, чем в обычной. |
«Учиться на подвозе», то есть в соседней, большой, неоптимизированной школе, до которой нужно добираться специальным автобусом, - таков удел десятков тысяч учеников по всей стране. Сосать леденцы от тошноты в пропахшем бензином автобусе, мёрзнуть на остановке, трястись по разбитым дорогам, не попадать на продлёнку, живя не по школьному расписанию, а по расписанию автобуса…
С высоких трибун чиновники говорят, что школы деревенские не отвечают современным запросам, что там не хватает учителей... «Но в прошлом году у нас провели ремонт, установили противопожарную сигнализацию, софиты, водонагреватели - всё как полагается. У нас есть музей, два компьютерных класса, ребята участвуют в международных проектах, наши выпускники учатся в вузах», - отвечает им из деревни Зоя Родионова. Только кто её услышит? В Красноярском крае в прошлом году закрыто 49 школ, в этом - пока только 27. В Калининградской области учителя шли на всё, чтобы спасти свои учебные заведения: на общих собраниях отказывались от своих надбавок за стаж, звания, госнаграды, за классное руководство, за проверку тетрадей, за повышенную категорию. Не спасли: позакрывали.
«Эти годы войдут в историю как годы разрушения сети школ, - рассказывает «АиФ на Енисее» Валентина Бибикова, депутат Заксобрания Красноярского края. - Люди, знайте, если у вас закроют школу, её уже никогда не откроют. Бейтесь за неё до последнего».
«Если закрывается школа, то и деревне конец, - переживает учительница из Олонца. - Сколько таких деревень уже обезлюдело, зарастает сорняком и лесом». Из сёл без школ бегут люди. В одной области сразу три доярки бросили свои обжитые дома, схватили в охапку детей и переехали в город, поселились в общаге - зато рядом со школой. И вот только из деревни Овечий Овраг Нижегородской области поступают хорошие вести: там взамен разрушенной школы теперь другая, которая открылась прямо... в учительском доме. Пока в ней всего 5 человек. В какой-то момент в области тоже массово закрывали школы, а потом ужаснулись и придумали альтернативу - региональную программу «Учительский дом». «Детям не надо выезжать за пределы села, уроки проходят у учителя дома (дом либо уже есть, либо его построят на средства областной казны), - говорит Сергей Наумов, министр образования Нижегородской области. - На педагога возложены функции директора школы, завуча, завхоза и дворника, за счёт совмещения и достойная зарплата - от 20 000 руб.».
…А школу в Олонецком районе всё-таки оптимизировали. Учительницу с 20-летним стажем тоже: она попала под сокращение.