Примерное время чтения: 8 минут
321

Реформа образования разоряет родителей школьников

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. Как попасть на лечение за границу? 12/05/2010

За сложными формулировками кроется простая цель - позволить школам и больницам взимать деньги за дополнительные услуги. Чиновники от образования уверяют нас, что финансирование не уменьшится, что лучше брать деньги легально, а не класть в карман нечистого на руку директора… Так ли это, как живёт школа на самом деле и сколько уже тратят родители на образование - в этом разбирались корреспонденты и эксперты «АиФ».

Пока руководство большинства российских школ размышляет, где теперь заработать денег - на своих же учениках или ещё как-то, в сёлах новый закон даже не обсуждают - здесь нет вариантов вообще хоть где-то взять копейку. А детей учить всё равно надо.

«Где тут у вас можно сумку поставить?» - «В смысле? Ставьте, где хотите, у нас тут воровства нет никакого. 225 учеников, 15 учителей - все ж как на ладони, - Любовь Николаевна Цыбина, директор Беловской средней школы, что в Белгородской области,  улыбается и раскрывает правую ладонь, показывая, как именно видно на ней её учеников и учителей. - Ставьте сумку и садитесь манную кашу есть, пока тёплая».  Я ем, пытаясь нащупать языком непременные атрибуты всех школьных каш в мире - противные скользкие комочки. Их нет.

Компьютерами и не пахнет

« У нас каждое утро дети пьют молоко с булочкой, едят кашу или фрукты. Бесплатно, за счёт областного бюджета, много ж семей бедных, неимущих,  откуда им деньги взять? У нас, например, 32 ребёнка из многодетных семей - у них и обеды бесплатные, как им выживать иначе? Да вы идите и посмотрите - сами увидите, как мы живём». Иду, смотрю и нюхаю - чем пахнет сельская школа?

В медицинском кабинете - почему-то сладким. Спрашиваю у медсестры Виктории Николаевны, на что дети сегодня жаловались. На головные боли. Их по науке лечили цитрамоном, а по-домашнему выводили во двор подышать, отпаивали чаем и кормили шоколадом (вот он откуда, конфетный запах!) для улучшения давления и настроения.

В библиотеке душевно пахнет старыми книгами. Трогательные стенды «С книгой жить - век не тужить», томики Сервантеса или Горького, вне регалий автора одинаково тщательно и любовно подклеены. «Учебники у нас бесплатные, стараемся финансово семьи не нагружать, - объясняет Любовь Николаевна, - вот только, чтобы купить недостающие, нужно ещё 111 тысяч рублей». В бюджете этих денег нет, а с родителей взять нечего - значит, в один прекрасный момент учебники исчезнут вовсе?

В кабинете первоклашек пахнет детством. В шкафу - коробка с надписью «Маша-растеряша», в которой смешно перемешаны забытые вещи: краски - с варежками, носки - с зачитанными журналами. Никаких дорогостоящих платных «предпервоклассных» отделений, без которых не обходится ни одна модная московская школа, тут нет. Весной в местный садик начинают приходить школьные педагоги - в игровой форме готовят малышей к началу учёбы. Берут всех. Летом работает адаптационный лагерь - будущие первоклашки приходят в Беловскую школу играть и знакомиться. 

В кабинете информатики пахнет… К сожалению, компьютерами здесь и не пахнет. Стоит всего четыре громоздкие машины. Ни одного ноутбука: если надо что-то показывать в другом классе, тащат тяжеленного допотопного монстра со всеми проводами, блоками и «запчастями». При этом ученики регулярно занимают призовые места на компьютерных олимпиадах. Как так? «Всё дело в преподавателе информатики, - шепчет мне директор, - это наш бывший выпускник, Николай Владимирович Молодик, отличник, умница. С утра до ночи в школе пропадает, компьютеры обожает, а дети - его. Все девчонки в него влюблены, но так, по-хорошему».

В столовой пахнет котлетами с пюре - уже обед, в актовом зале - мастикой и энтузиазмом, а в большинстве классов - старыми партами, из прошлого века. Два года делали ремонт, но на всё денег катастрофически не хватает. Удалось поставить где-то евроокно - никак не наберут на жалюзи. Оборудовали в спортзале душ и туалет, зато инвентаря спортивного совсем мало. Ситуация напоминает первоклашку, встреченную мною в коридоре: наверху - нарядный  белый бант, внизу - старательно заштопанные колготки…

Сколько стоит любовь?

В Беловской школе каждый учитель знает всё про каждого ребёнка. «Чтобы дети с ума не сходили, не пили, не курили,  как в сериале «Школа» показывают, их надо загружать побольше, - говорит директор школы. - У нас они и могилы неизвестных солдат ищут, и в кружке пчеловодства занимаются. Наш Руслан Буханов, умница,  стал победителем всероссийского конкурса «Юннат». А ещё дети в ансамбле «Ладушки» танцуют, и английский учат, и деревья сажают, и фотографируют, и на соревнования ездят. Слава богу,  в 2006 г. область выделила школьный автобус по губернаторской программе, вот только с бензином тяжело. Впрочем, занять их - мало, - вздыхает директор школы, - детей надо любить побольше, им в семьях этого очень не хватает. И в городе, и в селе.  Кто-то из родителей пьёт, кто-то личную жизнь устраивает, кто-то деньги зарабатывает, а на любовь к ребёнку ни времени, ни сил не остаётся. Вот и ходят они недолюбленные, так что учителя стараются не только знания детям давать, а ещё и любовь».

За знания и любовь с 8 утра до 6-8 вечера (бесплатные допзанятия для детей - до конца дня!) учитель сельской школы получает копейки. Средняя зарплата педагога без стимулирующей части - 11 800 рублей (столько же стоят модные замшевые босоножки в центральных магазинах Белгорода!), базовая ставка воспитателя или социального педагога - около 8 тысяч рублей. И при этом с родителей не тянут деньги «на школьные нужды» (в селе людям взять «взносы на жалюзи» неоткуда), наоборот, стараются минимизировать расходы семьи на школу.

Президент Медведев сказал мне: «Я бы на месте государства побольше денег школе выделял, с неё ж всё самое главное в жизни начинается». Одиннадцатиклассник Михаил Медведев знает, о чём говорит, - он в Беловской школе президент детской организации самоуправления «Созвездие». Я с президентом Медведевым согласна. Голый энтузиазм - это похвально, конечно, только от него замёрзнуть можно. Беловской школе не нужны видеокамеры в туалете, как в пафосных московских школах. Они и без этого учат детей не хуже, а даже лучше: их проценту поступления в вузы позавидует любая столичная гимназия. А вот современные книжки библиотеке необходимы - а они по 300 руб. стоят.

Благодарим за содействие Управление образования администрации Белгородского района.

Мнение эксперта

Ефим Рачевский, член Общественной палаты, директор Центра образования № 548 (г. Москва):

- Наш Центр образования оказывает платные услуги уже больше 10 лет, потому что закон это позволяет с 1992 года. Новый законопроект даёт дополнительные возможности. Например, если школа имеет статус автономного образовательного учреждения (АОУ), то она может иметь счёт в коммерческом банке, брать кредиты, сдавать в аренду часть площадей и сама распоряжаться всеми заработанными средствами. Правда, и все риски лягут опять-таки на школу.

Важно понимать, что платить вы будете лишь за услуги, которые не входят в утверждённую государством образовательную программу. Например, у вашего ребёнка английский только 3 часа в неделю, а вы хотите 10 часов. Тогда вы можете запросить дополнительные занятия и платить за них школе. Но никто не вправе заставлять кого бы то ни было быть потребителем платных услуг. Вы заключите со школой договор, где будут прописаны права и обязанности сторон. Отношения семьи и школы будут в таком случае регулироваться и Законом о правах потребителя.

От редакции

Совсем недавно мы писали о судьбе гениального математика Григория Перельмана (см. «АиФ» № 14). Огромным талантом он обладал от рождения, но без возможностей спецшколы, математических кружков и помощи бескорыстных преподавателей едва ли мог бы подняться на вершину мировой науки. Судя по тому, как сейчас живёт этот учёный, вряд ли его семья когда-либо обладала большими деньгами. А теперь представим себе, что где-то уже родился новый гений. И ему за каждый дополнительный урок, развивающий его талант, нужно платить. Будем ли мы через 30 лет гордиться новым россиянином, решившим задачу тысячелетия?

Странно получается: с одной стороны, страна вкладывает все силы в строительство иннограда «Сколково», а с другой - оставляет лишь самые призрачные гарантии всеобщего бесплатного образования. И какими бы благими намерениями ни объясняли потребность в новом законе, его авторы, возможно, не очень хорошо представляют себе жизнь российской глубинки. Она во многом теплится вокруг местных школ. А тем без бюджетной поддержки не выжить, и деньги им взять не с кого. Знают ли об этом законодатели?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (59)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах