Американская компания Kratos объявила об успешном первом полете перспективного реактивного тактического беспилотника Air Wolf («Воздушный волк»). Это серия недорогих аппаратов, допускающих одноразовое использование и приношение их «в жертву». Беспилотник можно запускать с помощью пневматической установки с земли или боевой машины, то есть буквально выстреливать им в воздух.
Испытания включали в себя проверку разных типов полезной нагрузки, которую может нести новый самолетный дрон. В нее входило аппаратное обеспечение, на котором была установлена система искусственного интеллекта. Она обеспечивает высокую эффективность работы БПЛА и его автономность.
Разработка тактического беспилотника Air Wolf до прошлого года его велась в рамках «Проекта Ф», финансируемого секретным военным клиентом. В Kratos сообщают, что его БПЛА Air Wolf был разработан подразделением Ghost Works, подразделением компании, занимающимся передовыми разработками. Kratos разрабатывает и другие беспилотники. В частности, многоразовые беспилотные летательные аппараты, достаточно дешевые, чтобы в случае необходимости ими можно было пожертвовать. К ним относится беспилотный ведомый XQ-58A Valkyrie и UTAP-22 Mako, на котором испытывали прототип системы искусственного интеллекта для ведомых беспилотников.
По оценкам экспертов, Air Wolf представляет собой вариацию беспилотника-мишени MQM-178. Это самый маленький воздушный беспилотник, разработанный Kratos, длиной 3,3 метра и шириной 1,9 метра. MQM-178 запускают из пневматической пусковой установки, и он летает на скорости до 772 километров в час на высоте около 10 с половиной километров.
Поскольку Air Wolf взлетает с помощью пневматической рельсовой пусковой установки, дрон может быть запущен с земли, боевой машины или с корабля. При этом для запуска обычных дронов требуется ровная и неподвижная площадка, а также небольшой запас времени, а остановка боевой машины или конвоя для запуска может быть опасна. Поэтому инженеры разрабатывают системы мобильного и мгновенного запуска, в частности пневматические.
Дрон разработан в первую очередь в учебных и экспериментальных целях, чтобы позволить военно-воздушным и военно-морским силам испытывать различные системы вооружения, авиационные и зенитно-ракетные системы ПВО. Кроме того, одноразовые планеры могут применяться в условиях боевых действий, например, для доставки боеприпасов и провизии отрядам, которые находятся в труднодосягаемых районах. Известно о разработке специальных БЛА, задача которых — доставить груз (флешку с информацией или, например, боеприпасы) в точку с заданными координатами, а затем самоуничтожиться.
Одноразовые беспилотники могут использоваться и в гражданских целях. Известно применение БЛА метеорологами и вулканологами. Метеорологи запускают одноразовые беспилотники в эпицентр тайфуна для измерения показателей на разных высотах. Аппарат погибает в тайфуне при исследовании его эпицентра.
Первый полет Air Wolf прошел 25 августа на полигоне Бернс-Флэт в Оклахоме. Компания говорит, что он был успешным на сто процентов, но других подробностей не приводит «из соображений безопасности». Также компания заявляет, что ее доступ к данному испытательному полигону в Оклахоме помог ускорить первоначальную демонстрацию полета беспилотника. Летные испытания аппаратов, принадлежащих правительству США, в последнее время ограничивают. Различные производители заявляли, что это ограничение в последнее время привело к задержкам в их программах разработки самолетов.
Любопытно, что комментаторы в Сети отмечают странность названия БПЛА и настаивают на том, что пора перестать присваивать дронам «детские» названия, в частности в честь животных.