Примерное время чтения: 5 минут
15267

Тайна Балтики. На территории Швеции всё-таки нашли российскую подлодку?

Сюжет Поиски подводной лодки у берегов Швеции
Подводная лодка «Сом».
Подводная лодка «Сом». Public Domain

Объект с надписью на кириллице

История с поисками «неизвестной подводной лодки» в территориальных водах Швеции в октябре 2014 года получила неожиданное продолжение.

Шведская организация Ocean X Team, занимающаяся поиском исторических артефактов под водой, сообщила об обнаружении в территориальных водах Швеции затонувшей подводной лодки, скорее всего российского происхождения.

Подлодка была обнаружена у восточного побережья Швеции, в полутора милях от берега. Дайверы, обследовавшие её при помощи подводного аппарата, установили, что длина её составляет около 20 метров, а ширина — около 3,5 метров.

По сообщениям исследователей, подлодка не имеет видимых повреждений на корпусе, а люки её закрыты. По всей видимости, считают дайверы, экипаж корабля погиб во время выполнения секретной миссии. На российское происхождение судна указывают надписи на борту, сделанные на кириллице.

Ocean X Team передала сведения ВМС Швеции, которые в настоящее время заняты изучением полученных материалов.

Лодка провела на дне 99 лет?

Шведские специалисты разошлись во мнениях о том, сколько времени подводная лодка провела на дне. Некоторые эксперты, изучив снимки, посчитали, что речь идёт о новом судне, которое могло погибнуть во время испытаний. Другие полагают, что дайверы наткнулись на подводную лодку, проведшую на дне около века.

Российские специалисты, ознакомившиеся с фотографиями шведских дайверов, также склоняются к тому, что найденная подлодка погибла в начале XX века. На одном из снимков достаточно отчётливо виден твёрдый знак на конце надписи (до реформы языка символ назывался «еръ») на борту обнаруженного судна, что соответствует правилам дореволюционной орфографии русского языка.

Размеры обнаруженной подлодки, её характерная форма, расположение люков идентичны мини-субмарине «Сом», входившей в состав ВМФ Российской империи.

Американский «Сом» на русской службе

Подводная лодка «Сом», построенная по проекту Джона Филипа Голланда, была спущена на воду в июне 1901 года на верфи Льюиса Никсона в США и изначально носила название «Фултон».

В 1904 году подлодка, до этого проводившая испытания в рекламных целях, была приобретена российским Морским ведомством, и в мае 1904 года включена в состав ВМФ Российской империи под названием «Сом».

В 1904–1907 годах в России были построены ещё шесть подводных лодок аналогичного типа. Корпуса лодок строились из российских материалов, а механизмы и оборудование приобретались в США.

Что касается самого «Сома», то в декабре 1904 года, во время Русско-японской войны, лодка по железной дороге была доставлена во Владивосток, где она использовалась для несения дозорной службы, ближней разведки и охраны побережья. Как часто бывает в России, начало боевой службы «Сома» было отложено из-за форменного разгильдяйства. В тот момент, когда японские корабли появились у российских берегов, «Сом» не имел торпед, поставка которых из-за рубежа задерживалась. В конечном итоге, к боевой службе подлодка приступила лишь в конце марта 1905 года. За полгода патрулирования «Сом» лишь однажды встретился с японскими кораблями, но из-за погодных условий произвести атаку не сумел.

Подводная лодка Сом во Владивостоке
Подводная лодка «Сом» во Владивостоке. Фото: Public Domain

Во время Первой мировой войны в декабре 1914 года «Сом» был переброшен на Черноморский флот. После доставки железнодорожным транспортом в Севастополь лодка своим ходом перешла в Одессу, где была включена в систему обороны порта.

Одесский порт «Сом» защищал до июля 1915 года, когда командование приняло решение венуть лодку на Балтику. Доставленная в Петроград по железной дороге, подлодка свои ходом совершила переход к месту базирования на базу Мариэхамн.

Последний поход

«Сом» продолжал нести боевое дежурство вплоть до мая 1916 года. 10 мая 1916 года, около 4 часов утра, подводная лодка, патрулировавшая район Оландсгафа, столкнулась со шведским пароходом «Ингерманланд».

По свидетельству капитана парохода, незадолго до столкновения он обнаружил в 150 метрах перископ подводной лодки, который возвышался над поверхностью воды примерно на 1 метр. Лодка шла параллельным курсом с пароходом, а затем неожиданно повернула к нему. Капитан «Ингерманланда», старавшийся избежать конфликта, застопорил ход, готовый выполнить требования военных моряков.

Однако в этот момент перископ скрылся под водой, а лодка ударилась в подводную часть парохода. Больше она на поверхности воды не появлялась. Причины происшедшего так и остались до конца неясными.

В момент гибели на борту «Сома» находился экипаж из двух офицеров и 16 нижних чинов. Никому из них спастись не удалось.

Ориентировочный район гибели «Сома» 10 мая 1916 года очень близок к месту обнарушения неизвестной подлодки шведскими дайверами.

Последним командиром «Сома» являлся лейтенант Хрисанф Бугураев. Вместе с ним при выполнении боевого задания погибли Иван Андрианов, Дмитрий Безматерных, Михаил Гусев, Дмитрий Завадский, Дмитрий Захарченко, Николай Истратов, Лука Кирейчук, Алексей Климачев, Дмитрий Корнев, Захар Кривчиков, Даниил Лунин, Николай Романов, Борис Саско, Иван Сидоров, Николай Сорокин, Алексей Цвелодуб и Илларион Шевенок.

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах