Безрадостные для ветеранов-подводников и любителей военной истории новости поступают из Объединенной судостроительной компании. По данным информированных источников, принято решение об окончательной утилизации подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол».
Детище «холодной войны»
Предполагается, что работы по разделке лодки пройдут на предприятии «Нерпа» в Мурманской области до конца 2013 года.
Причиной такого решения стала необходимость высвобождения площадки, на которой сейчас находится лодка. На этом месте в начале 2014 года начнутся работы по утилизации плавучей технической базы «Лепсе», на которой хранятся около 700 отработанных урановых стержней с советских атомных ледоколов. Любая авария на «Лепсе» грозит масштабной экологической катастрофой, а потому тянуть с этими работами более нельзя.
При этом на самом заводе «Нерпа» еще надеются спасти подводную лодку, которая в настоящее время разделена пополам. Для того чтобы сохранить корабль, необходимо соединить корпус К-3, чтобы он еще несколько лет мог ожидать окончательного решения своей судьбы, находясь на плаву. Для проведения работ необходимы 50 миллионов рублей, которые и пытаются сейчас найти на «Нерпе».
Подводная лодка К-3 стала первым отечественным атомоходом и третьей атомной субмариной в мире, после американских «Наутилуса» и «Сивульфа».
Разработка К-3 начиналась в условиях нарастающей «холодной войны» с Западом. Создание атомной подводной лодки должно было позволить СССР сохранить военный паритет в этом противостоянии.
Создание атомохода началось 12 сентября 1952 года, когда Иосиф Сталин подписал правительственное постановление «О проектировании и строительстве объекта 627».
Не стоит говорить, что работы над первой атомной субмариной велись в обстановке строжайшей секретности.
Покорение «подводного космоса»
При этом еще на стадии проектирования возникли горячие споры между конструкторами и военными. Изначально предполагалось вооружить К-3 одной-единственной гигантской торпедой, которая могла бы атаковать военные базы противника с расстояния 50 километров. Знаменитый советский военачальник адмирал Кузнецов заметил, что американцы обеспечивают оборону своих баз на расстоянии до 100 километров, и заявил, что ВМФ СССР нужна лодка с атомными и обычными торпедами, способная уничтожать флот противника в морях и океанах.
В итоге, с учетом мнения командования флота, техническое задание изменили, и лодку стали переделывать, что называется, на ходу.
Несмотря на это, строительство К-3 шло невероятными темпами, которые не снились ни тогдашним американским конкурентам, ни современным российским корабелам. От появления идеи атомохода до его спуска на воду прошло пять лет. Для сравнения – американский «Наутилус» строился почти десятилетие.
Как отмечают историки флота, лодки проекта 627 стали первыми, в облике которых появились китообразные формы, за что они и получили прозвище «киты».
Генеральным конструктором К-3 стал Владимир Николаевич Перегудов, впоследствии удостоенный за свое детище звания Героя Социалистического Труда.
Не будет преувеличением сказать, что первый атомоход строила вся страна – в работах по ее созданию принимали участие 350 предприятий. При этом режим секретности был таков, что на многих заводах просто не знали, для каких задач они изготавливают те или иные узлы и агрегаты.
Первым командиром К-3 стал капитан 1-го ранга Леонид Осипенко. Секретность не позволила его имени прогреметь на всю страну. А ведь для своего времени достижения К-3 были уникальными: она развивала скорость до 30 узлов (что превышало возможности американских соперников), погружалась на глубины до 300 метров и могла находиться в трехмесячном боевом походе без единого всплытия. Леониду Осипенко было присвоено звание Героя Советского Союза. Он стал первым, кто был удостоен этого звания после войны.
К-3 была спущена на воду 9 октября 1957 года. Это историческое, эпохальное событие произошло всего через пять дней после еще одного революционного прорыва СССР – запуска первого спутника.
Флаг над полюсом
Флаг ВМФ СССР был поднят над лодкой 1 июня 1958 года, после чего начались работы по доводке новой техники, устранению выявленных недостатков. Кроме того, срочно строилась новая береговая инфраструктура, ибо атомоход требовал принципиально нового обслуживания.
С 1959 года лодка базировалась в Северодвинске, войдя в состав отдельной 206-й бригады подводных лодок. В 1961 году К-3 вышла на свое первое боевое дежурство в Атлантику.
Историческим для К-3 стал следующий, 1962 год. Несмотря на то, что подводная лодка к тому времени была уже не единственным советским атомоходом, именно ей поручили миссию по достижению Северного полюса подо льдами.
Командовал лодкой в этот период капитан 2-го ранга Лев Жильцов. Задача предстояла неимоверно сложная – никакой карты глубин и подводных вершин в районе Северного полюса не было, поэтому шли вслепую и практически вглухую. Многометровый лед отражал звуки самой лодки, отчего у акустиков возникали слуховые иллюзии.
Малейшая ошибка грозила катастрофой и гибелью экипажа. Особенно непросто стало, когда началось вдруг резкое уменьшение глубин. Подводники продвигались осторожно, наощупь. Выяснилось, что «мель» - это гигантский подводный хребет, который до того момента был неизвестен науке. Хребет, получивший имя гидрографа Ярослава Гаккеля, стал крупнейшим географическим открытием XX века.
17 июля 1962 года в 6 часов 50 минут подводная лодка К-3 прошла точку Северного полюса. Шутники на борту предлагали даже поменять курс, чтобы «не погнуть земную ось».
Затем подводникам удалось найти полынью, где и было произведено всплытие. На самом высоком торосе был поднят государственный флаг, после чего капитан Жильцов объявил «увольнение на берег». Моряки веселились, играли в снежки, боролись, фотографировались на фоне лодки во льдах. Последнее - самое удивительное, ведь перед походом контрразведка изымала у экипажа все фотоаппараты. Тем не менее, они все-таки оказались на борту.
Вернувшуюся из этого похода К-3 встречал лично советский лидер Никита Хрущев. Весь экипаж был награжден, а руководитель похода контр-адмирал Александр Петелин, командир К-3 капитан 2 ранга Лев Жильцов и инженер-капитан 2 ранга Рюрик Тимофеев стали Героями Советского Союза.
Была отмечена и сама лодка. В октябре 1962 года она получила название «Ленинский Комсомол». Название было унаследовано от дизельной подлодки М-106, погибшей в 1943 году в одном из боевых походов.
Черный сентябрь 67-го
Служба на К-3 была для моряков делом героическим и опасным. Первый советский атомоход был неидеален с точки зрения радиационной безопасности, поэтому свою дозу облучения получили все члены экипажа. При этом на лодке сам экипаж утвердил правило – «фонящий», радиоактивный воздух должен циркулировать по всей лодке, а не доставаться только морякам из энергетических отсеков. Так действовал старый принцип подводников: на лодке все равны – побеждаем и погибаем вместе.
В почти 30-летней истории службы «Ленинского комсомола» была «черная» страница. 8 сентября 1967 года в Норвежском море на К-3 произошел объемный пожар. С июня 1967 года, с момента начала войны на Ближнем Востоке, лодка находилась на боевом дежурстве в Средиземном море.
До этого лодку слишком часто задействовали в торжественных мероприятиях, срывая боевую подготовку экипажа. В экстренный поход в Средиземноморье собирались в авральном порядке, 80 суток вели патрулирование в экстремальных условиях – в условиях местного климата в некоторых отсеках температура зашкаливала за 60 градусов.
На обратном пути из-за рокового стечения обстоятельств на лодке начался пожар чудовищной силы, в считанные минуты унесший жизни 39 моряков. Тем не менее, уцелевшим членам экипажа удалось предотвратить гибель лодки. На базу «Ленинский комсомол» пришел своим ходом в надводном положении, с приспущенным флагом – так велит морская традиция в память о моряках, погибших в походе.
История на переплавку?
После ремонта «Ленинский комсомол» вернулся в боевой состав ВМФ СССР, из которого атомоход был выведен в 1991 году.
С этого момента К-3, что называется, пошла по рукам. Сначала она находилась на балансе «Росимущества», затем «Росатома» и ОСК. Гражданские и военные чиновники много раз заявляли о том, что утилизировать историю нельзя, и что «Ленинский комсомол» станет плавучим музеем.
В ожидании реализации проекта лодку разрезали надвое, сняли реактор, который был затоплен в Карском море. С 2003 года обсуждается идея перевозки К-3 в Петербург, для установки ее на вечную музейную стоянку. В2008 году на Морской коллегии при правительстве России КБ «Малахит» поручили разработать проект музея на базе «Ленинского комсомола».
Проект существует, но денег на его реализацию найти не могут. Эксперты Объединенной Судостроительной Компании оценивали стоимость превращения К-3 в музей в 400 миллионов рублей, теперь эта сумма выросла до 650 миллионов.
Если решение не будет найдено в самое ближайшее время, «Ленинский комсомол», часть истории флота и страны, истории, которой мы вправе гордиться, превратится лишь в груду порезанного железа.