Официальные данные скупы. 1 июля на научно-исследовательском глубоководном аппарате Северного флота в российских территориальных водах Баренцева моря произошел пожар. В результате отравления продуктами горения погибли 14 моряков-подводников. Среди них — 7 капитанов 1 ранга и два Героя России. Пожар был потушен силами экипажа, аппарат вернулся в порт приписки. Это все. Ответить на остальные вопросы попытаемся, опираясь на данные из открытых источников.
Что за аппарат пострадал?
АС-12. Это тактический номер атомной подводной станции (лодки) проекта 10831 «Калитка». Во флотском просторечии — «Лошарик». Прочный корпус лодки состоит из цепи связанных между собой титановых сфер (сфера, как известно, лучше всего сопротивляется давлению забортной воды), что породило у разработчиков и моряков ассоциации с персонажем известного советского мультфильма. Фотографий АС-12 в открытом доступе не существует. Известны лишь изображения его носителя: «материнской» атомной подводной лодки специального назначения БС-136 «Оренбург». То есть АС-12 — это подводная лодка, которая действует в паре с «большой» лодкой.
Помимо этого, про АС-12 известно мало: двигатель атомный, автономность 12 месяцев, глубина погружения до 6 тыс. метров, но две последние цифры нуждаются в уточнении.
Что произошло на борту?
Пока неизвестно. Вероятно, аварийная ситуация развивалась настолько стремительно, что погибшие не успели воспользоваться ИДА, — индивидуальными дыхательными аппаратами — с которыми подводники в морском походе не расстаются ни в душе, ни в гальюне. Правила пользования ИДА вбиты в подводника (от матроса до командира) на уровне коленного рефлекса, иначе его даже на борт не пустят. Значит, смерть опередила рефлекс.
Кому принадлежит АС-12?
Одной из самых секретных структур Минобороны: Главному управлению глубоководных исследований (ГУГИ) МО РФ. Эта организация находится в Санкт-Петербурге и занимается, например, гидрографическими исследованиями. Т. е. изучает рельеф дна, скорость и направление подводных течений и т. д. Эта информация востребована ВМФ России: как надводными кораблями, так и подводными лодками. Другая задача ГУГИ — ведение подводной разведки. На дне морей и океанов находится немало интересного: подводные линии связи (свои и иностранные), различные затонувшие объекты, которые неплохо бы изучить... Известно, что в ГУГИ также ведутся исследовательские работы по дыхательным смесям, в том числе для водолазов-глубоководников. Воинская часть, где проходил службу экипаж АС-12, — скорее всего, в/ч № 45707 в Петергофе. Сам аппарат и его носитель приписаны к 29-й отдельной бригаде подводных лодок Северного флота. Место дислокации — населенный пункт Оленья Губа, административный округ Гаджиево Мурманской области.
Почему в экипаже были только старшие офицеры?
Экипаж АС-12 состоит примерно из 25 человек, причем все они офицеры. Это может быть связано только с одним фактором: для работы на мини-субмарине требуется такая квалификация, что матроса или мичмана в нее не посадишь. Наличие среди погибших двух Героев России объясняется тем, что концентрация носителей «Золотых Звезд» в ГУГИ не ниже, чем в Отряде космонавтов.
Чего мы еще не знаем?
Миссия АС-12, которая стала последней для 14 офицеров, остается неизвестной для общественности. Неизвестно также, была ли задействована «материнская» лодка или аппарат действовал автономно. Не преданы гласности район Баренцева моря, где произошла трагедия, и ее обстоятельства.
Тайна АС-31. Можно ли было спасти членов экипажа атомной подводной лодки?
Первые жертвы новой эры. Полвека назад погибла подлодка «Трэшер»
Оставляющая вдов. История самой известной подводной лодки СССР
Ответил за Цусиму. Трагедия адмирала Рожественского
На флоте бабочек не ловят. Адмирал Комоедов о расстановке сил в Чёрном море