Примерное время чтения: 6 минут
1981

Владимир Шаманов: «Легко не было нигде»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. Почему у нас буксует борьба с коррупцией? 10/10/2012
Служба в ВДВ по-прежнему популярна среди молодых людей. Фото Владимира Сварцевича

Недавно Вооружённые силы России взбудоражил слух о том, что легендарного генерал-полковника Владимира Шаманова собираются снять с его нынешней должности командующего Воздушно-десантными войсками. Ему якобы «светит» пост начальника штаба в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). «АиФ» получил разъяснения, что называется, из первых уст

В глушь, в ОДКБ?

«АиФ»: - Владимир Анатольевич, в вашем послужном списке - и командование боевыми операциями на Кавказе, и вполне мирное губернаторство. Теперь - новое назначение?

В.Ш.: - Согласно нынешним юридическим нормам ОДКБ, должность руководителя Объединённого штаба на ротационной основе занимают военные из разных государств - членов Организации. Сейчас это генерал-полковник Сакен Жасузаков, председатель Комитета начальников штабов Вооружённых сил Казахстана, в прошлом году Объединённый штаб возглавлял начальник Генштаба Белоруссии… Ныне должность, на которую меня якобы собираются перевести, не является освобождённой: этот вопрос прорабатывался, но не был решён. Как на духу говорю: пока считаю все разговоры на эту тему преждевременными. Будет документ - тогда и поговорим!

«АиФ»: - Вы успели поработать и на военном, и на статском поприще. Где было труднее?

В.Ш.: - Легко не было нигде. На всех должностях - будь то командующий 58-й армией, командующий группировкой войск на Кавказе, губернатор Ульяновской области, командующий ВДВ - везде есть свои нюансы и свои сложности. А главное на всех местах одно - способность объединить коллектив на решение стоящих задач. И неважно, перед кем ты потом будешь отчитываться - перед вышестоящим начальником или перед избирателями. Считаю, что 4 нелёгких года, проведённых мной на посту губернатора, принесли свои плоды. Это и мост через Волгу, и возобновление производства самолётов на Ульяновском авиазаводе... Только об этом не у меня надо спрашивать, а у живущих на ульяновской земле людей.

«АиФ»: - На Кавказе у вас была слава весьма жёсткого генерала, чего до сих пор не могут вам простить некоторые правозащитники...

В.Ш.: - Могу сказать одно: вместе со своими подчинёнными я защищал суверенитет России и не собираюсь ни перед кем оправдываться. Вопрос тогда стоял о целостности моей Родины. Если потребуется - ещё раз сделаю то же самое.

«АиФ»: - Я вижу на вашей правой руке два шрама. Откуда?

В.Ш.: - Результат осколочных ранений. На левой руке есть ещё одно - касательное пулевое…

Под куполом

«АиФ»: - Как в ходе нынешней военной реформы ВДВ избежали перехода к бригадной системе и остались при своих полках и дивизиях?

В.Ш.: - Очень просто. Когда в 2011 г. Президент России утверждал план строительства Вооружённых сил до 2016 г., в этом политическом документе было прописано сохранение для ВДВ дивизионной структуры. За одним исключением - 31-я отдельная десантно-штурмовая бригада, дислоцированная в Ульяновске, так и осталась бригадой. Как мне рассказывал тогдашний командующий ВДВ генерал-полковник Колмаков, главным аргументом был следующий: пока идёт реформирование трёх видов Вооружённых сил - Сухопутных войск, ВВС и ВМФ, - ВДВ, как отдельный род войск и резерв Верховного Главнокомандования, остаются в старой структуре, которая себя многократно

оправдывала. События Пятидневной войны в августе 2008 г. это ещё раз убедительно подтвердили. Десантники должны воевать в отрыве от основных сил. Как бывший начальник Главного управления боевой подготовки могу сказать: линейные батальоны бригад нынешних Сухопутных войск неспособны самостоятельно выполнять задачи, а батальоны ВДВ этому обучены - вплоть до действий в полном окружении.

«АиФ»: - Кстати, сколько лет продолжается история с новой боевой машиной десанта (БМД), которую никак не удаётся заказать у оборонно-промышленного комплекса?

В.Ш.: - Напрямую ВДВ ничего не может заказывать у предприятий ОПК. После того как был ликвидирован Военно-научный комитет ВДВ, вся эта работа ведётся через Генеральный штаб. Вот с ними-то и произошли у десантников некоторые профессиональные разногласия. Если коротко, дело в следующем: в поздние советские времена для Сухопутных войск была разработана новая боевая машина пехоты - БМП-3. Для ВДВ на её основе сделали боевую машину десанта БМД-4М. С тех пор прошло 10 лет, но в Министерстве обороны сложилось устойчивое мнение - не производить закупки новой БМД. Основания вроде бы совершенно справедливые: машина плохо спасает экипаж при подрывах на минах, да и пулю «держит» не всегда. Только вот ничего лучше родная промышленность не предлагает и в ближайшее десятилетие вряд ли предложит! Конечно, мы люди военные, на чём прикажут, на том и будем воевать. Но ведь хотелось бы не голыми руками. Воевать - это вам не кирпичи ломать! Войскам как воздух необходима новая боевая машина!

«АиФ»: - Говорят, вместо новой БМД вам предлагают «Рысь», разработанную итальянской фирмой «Ивеко»…

В.Ш.: - Да, я видел эту машину, как говорят, руками её щупал. Скажу, что идея использования легкобронированной техники на колёсном шасси, учитывая нашу специфику, имеет право на жизнь. Особенно это актуально для наших разведывательных подразделений и спецназа. Но здесь та же проблема, что и с БМД-4М, - наш ОПК сегодня не в состоянии дать современную, отвечающую нашим требованиям машину. «Рысь» в этом отношении - серьёзный прорыв. Однако, чтобы делать выводы, перед принятием на вооружение её надо хорошенько «погонять» в наших условиях, войсковые испытания серьёзные провести, доработать под наши задачи. Только так можно хорошую машину сделать. При этом я убеждён: она должна быть отечественного производства. Это и для экономики нашей будет выгодно, и нашу родную «оборонку» подстегнёт.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах