- Елена, у вас на портале прекрасный лозунг «Найдется все!». А чего вы не нашли в своей жизни?
- Смысл жизни ищу постоянно. Яндексом, не Яндексом, в онлайне, в оффлайне. Всегда есть рабочая гипотеза. Это явно еще не смысл, но некоторое направление приближения. Гипотеза строится.
Смысл жизни трудно искать. Люди обычно ищут всю жизнь. А если серьезно, то существует такая часть Интернета - глубокий веб. И это всевозможные базы данных на сайтах, которые закрыты паролями или не закрыты паролями, но чтобы получить ответ, надо задать запрос. Поисковая машина не в состоянии сгенерировать все возможные запросы к этой базе данных. Оценка объема этого глубокого веба варьируется, и многие считают, что там находится даже больше половины данных (например, вконтакте и одноклассники относятся к глубокому вебу, это сайты, на которые нельзя зайти, не имея там аккаунта) - это то, чего нельзя найти в Сети. То, что не выложено в открытом доступе, найти нельзя. И, конечно, в вашу личную почту зайти нельзя. Мы вообще хорошо отличаем общественное от личного.
- Елена, вы лично какие сайты посещаете чаще всего, с каких начинаете свое утро, разумеется, кроме Яндекса?
- Этот вопрос меня заставил задуматься и понять, что, действительно, я захожу на Яндекс и по тому, что вижу на первой странице, по главным темам новостей и блогов я думаю, идти ли мне куда-то дальше или все спокойно и можно заниматься работой. И после этого я обычно иду в свою корпоративную почту, которая приводит меня на другие сайты в зависимости от того, кто и на какую тему письма прислал. Такого сайта, на который я захожу каждый день просто посмотреть, что там нового, нету.
- Вас что-то удивляет в массовом сознании людей, которые пользуются Интернетом? Если учитывать предпочтения ваших пользователей, кто сегодня герой нашего времени?
- Герой нашего времени – «одноклассники» и «вконтакте», как известно. Забавно, что мы их видим в топе поисковых запросов, написано «одноклассники» с разным количеством букв с, «вконтакте» с пробелом и без. Это говорит о том, что для большого количества пользователей входом в Интернет является поиск, они не знают, что в браузере существует адресная строка. Они привыкли все, что надо, писать в желтой строке Яндекса, и это навигация по всему Интернету.
Меня в массовом сознании давно ничего не удивляет. Удивлюсь, если все полюбят те книги Достоевского, по которым не сняли сериалы. Но такого феномена в природе еще не было. Слово «массовое» уже определяет границы этого сознания, поэтому чему там удивляться.
- Елена, какие планы у Яндекса на 2009 год? Чем порадуете своих пользователей?
- У нас есть задача отвечать на вопросы. Чтобы хорошо это делать, мало просто индексировать сайты. Мы постоянно ищем другие источники информации, например, погода, новости. Это такие очищенные, специально отформатированные источники, как Яндекс.маркет или Яндекс.автомобили. Мы собираемся продолжать работу в этом направлении, чтобы как можно лучше отвечать на разные классы запросов пользователей. Конкретные проекты называть не могу. Сначала надо сделать, потом рассказывать, примета такая. Говорим после того, как мы сделали, а не что мы имеем в виду и на что надеемся.
- Вы не планируете возобновить кубки Яндекса?
- Наверное, нет, потому что в них играет один и тот же набор из нескольких тысяч человек, мы всех уже знаем в лицо. На сайте Яндекса есть механизм, позволяющий кубок проводить самостоятельно - в клубе, в вузе и так далее. Вы это сделать можете. Мы думаем над следующей игрой, которая помогла бы поднять более широкие массы. Если есть идеи, пишите.
- Какой проект вы считаете на портале самым успешным и какой дорог вашему сердцу?
- Самый успешный проект - поиск. Если у любого человека на улице спросить, что такое Яндекс, он ответит - поиск. Мы технологи, знаем, что наш поиск хорошего качества, мы умеем это измерять. Но не важно, что знаем мы, важно, что им пользуются миллионы людей, многие уже не представляют, как они жили, когда Яндекса не было. И у нас есть несколько маленьких шутливых проектов. Там я больше всего люблю проект «Рефераты», он генерирует тексты на любую тему. Я давно написала программу, которая генерировала постмодернистские тексты, потому что мои знакомые художники утомили меня своими манифестами. Я сказала, что напишу программу, которая пишет тексты про их искусство не хуже них. А потом на основе этой программы сделали целый сервис генерации рефератов. Можно туда зайти и заказать себе тему. И там автоматически генерятся тексты так, что если читать наискосок - вам будет казаться, что это текст в этой области. Мы даже получали благодарности, люди сдавали такие рефераты. Хотя проект, конечно, не серьезный. Есть много мест, где людей заставляют писать рефераты как совершенно формальное задание. В этих случаях наша программа даже помогает людям. Все желающие могут посмотреть на referats.yandex.ru.
- Елена, сейчас есть такая версия, что Интернет убьет печатные издания. Что вы думаете об этом?
- Я думаю, что печатная пресса давно потеряла свое свойство быть новостной, виновники этого - телевидение и радио, то есть все произошло гораздо раньше. Однако это не убило печатную прессу. Это напоминает вопрос, убьет ли Интернет книги. Конечно, не убьет, но заставляет более четко определять свои ниши. Все равно есть ситуации, когда человек в метро, в самолете, в парикмахерской, в этот момент он готов смотреть печатные издания. С другой стороны, у деловых печатных изданий есть эффект, что руководитель, который читает деловую газету, знает, что такую же деловую газету, ровно это сообщение прямо сейчас читают 20 тыс. начальников - и это тоже людей связывает. Просто печатная пресса и сейчас уже делится на ниши и будет, видимо, в каких-то нишах оставаться. Я не рассматриваю ситуацию, что вся бумага будет электронной. Пока такой футуристки нет.
- Вопрос от читателя. На сайте указана погода, котировки, телепрограмма и т. д. Я желал бы видеть радиационный фон городов мира.
- Спасибо, подумаем. Правило такое: нужно, чтобы существовал источник информации, мы сами, очевидно, радиационный фон не меряем, и на первую страницу мы ставим информацию, которая, по нашим представлениям, нужна наибольшему количеству пользователей, и вряд ли радиационный фон к таким относится. Но поскольку у разных людей разные интересы, мы делаем возможность настроить первую страницу, скоро люди смогут добавлять туда разные виды информации, которые они хотят там видеть. Если регулярно поступают заявки в службу поддержки пользователей, то мы обязательно их выполняем. Мы смотрим, что люди пишут в блогах. Если много народа прислало вопрос в службу поддержки - мы понимаем, что это повод поменять интерфейс, изменить
- Что вы думаете об этом мире, когда читаете то, что отбирает Яндекс в основные новости? Беглый Чичваркин, мужчина захватил автобус в Болгарии, порезал детей в детсаду, кризис закончится к 12-му году, миллионер покончил с собой. Вам не ужасно становится?
- К сожалению или к счастью, Яндекс работает автоматом, и эти новости отражают информационную картину дня, которую вы увидите, включив телевизор, или услышите, включив радио. Роль Яндекса в усугублении новостей отсутствует. А то, что наши главные новости такие, и что СМИ транслируют в основном такие новости, меня огорчает. Приоритет новостей на первой странице Яндекса - это количество внимания, которое СМИ этому событию уделяют. У нас нет другого способа определить важность. Тот факт, что много «чернухи» идет по каналам СМИ и много журналистов настроены на ужас и сенсации и не настроены на рассказы позитивных новостей - это жалко. Я думаю, если был бы немного другой подход, то и позитивных новостей хватило бы в нашей стране. Если человека долго приучать, что голая задница - это юмор, а бить по нервам - это новости, то потом реакция, конечно, будет, только потом мозоль образуется, и на заднице, и на нервах. А если разговаривать с мозгом, то возможны варианты.
- Насколько серьезно и как кризис отразился и отразится, с вашей точки зрения, в будущем на бизнесе в Интернете и в частности на Яндексе? Какой сегмент пострадает, на ваш взгляд, от кризиса сильнее - баннерная медийная реклама или контекст?
- Кризис для любого бизнеса - повод задуматься, что не всегда плохо. У нас основной бизнес - контекстная реклама в Интернете в целом выиграет - она имеет преимущества на случай кризиса. Там можно играть очень точечно, выбирая аудиторию многими методами, которых нет в других рекламных СМИ, играть небольшими бюджетами, быстро видеть обратный результат, статистики, отклики и так далее, и там можно в любой момент рекламу остановить или продолжить. Другие медийные средства обеспечивают более широкий или более пафосный охват, но когда конкретная задача приведения покупателей и экономии бюджета - с Интернетом другие средства рекламы не сравнятся. Поэтому есть много прогнозов, реально мы что-то увидим к апрелю, что Интернет в целом выиграет от перераспределения рекламного рынка в целом. Посмотрим.
- Заглянули в ваш интернетско-русский словарь. Однако устарел уже. Не хотите ли использовать преимущества Интернета и добавить в него много новых слов последнего времени?
- Очень хотим, но этот словарь был написан в 2001 году. Конечно, он устарел, но для этого надо найти хотя бы две недели времени. Выйду на пенсию, обязательно напишу новую версию. Мы его написали и опубликовали под свободной лицензией, каждый желающий может обновлять и дополнять. Чтобы издать его самим, это все равно надо читать, проверять, оценивать. Это все равно две недели. Мы с другими авторами словаря раз в год об этом с сожалением думаем. Я рада, что кто-то думает, что он до сих пор полезен. Очень приятно.
- Как пропатчить KDE2 под FreeBSD?
- Это не канал про аниме. Но вообще, если поискать в Яндексе, можно найти и историю этой шутки, и инструкцию, как пропатчить.
- Планирует ли Яндекс выход на рынок Казахстана и когда? Да и вообще, какие планы?
- Планы - жить долго и счастливо. У нас есть опыт делания Яндекса для Украины, то есть сделать Яндекс для страны - значит найти хорошее количество контента в этой стране, например, новостных изданий, из которых сделать новости этой страны. Не российские новости про эту страну, а именно новости этой страны. Например, погоду, карты, котировки валют и так далее. Сделав это для Украине, мы думаем, как это делать для других стран, где люди интересуются поиском и говорят по-русски. Поисковая машина, как выяснилось, очень редкое событие. Мы знаем количество поисковых машин большого масштаба, оно считается по пальцам руки. И есть всего 5 стран, где поиск Гугля не доминирующий. Это Ю.Корея, Китай, Япония, Чехия и Россия. У большинства стран, где говорят по-русски, нет своих поисковых технологий, поэтому они пользуются либо нами, либо Гуглем. Нам кажется, что мы можем для таких стран сделать много интересного.
- Почему из поиска Яндекса исключаются некоторые сайты?
- Если сайт был исключен из поиска, на него точно смотрели, это просто гарантия. Сначала его смотрел робот, который счел его чем-то подозрительным, а потом обязательно его смотрели глазами. Мы не доверяем роботу вычеркивать. Неуважения я в этом не вижу. Все могут совершать ошибки, и робот, и человек. Если вы считаете, что на вашем сайте уникальный контент, пришлите на мой е-мейл, я тоже посмотрю и еще возьму других людей посмотреть глазами. Общая идея состоит в том, что мы считаем своей задачей отвечать на вопросы. Мы не занимаемся выяснением, какие сайты лучше или хуже, мы не создаем рейтинг веб-мастеров или сайтов. Есть задача понять, что спросил пользователь, и дать наилучший ответ. В сети есть много сайтов, которые делаются не для людей, а для заработка денег, ретрансляции трафика и так далее. Сайты не для людей мы не любим, они, как правило, не содержат хороших ответов на вопросы. Часто они являются дубликатом или комплексным сбором информации с других сайтов. В общем случае мы не считаем, что должны индексировать все сайты, а считаем, что должны давать людям лучшие ответы. У нас отношения с пользователями, а не с веб-мастерами, поэтому некоторые сайты в поиск не берем, имея на это разнообразные основания. Мы не считаем, что мы обязаны доказывать владельцу сайта основания, на которых мы не взяли сайт в поиск, правила поиска мы устанавливаем сами. Присылайте url сайта, тогда скажу что-то конкретное.
- Не хотели бы вы завести свою электронную библиотеку или расширить круг языков для перевода?
- У нас рядом со словарями есть энциклопедия - наша библиотека справочной информации. Последние года два мы покупали права на энциклопедии и платили за их оцифровку, если их не было в Сети, чтобы в Сети появился легальный справочный контент. Что касается новых языков, там зависит от востребованности. Первые два уровня потребности – английский и основные европейские языки мы покрыли, а дальше смотрим по количеству запросов. Если мы выясним, что какой-то язык хочет много народу, мы будем думать, как его добавить.
- После того как Яндекс начал индексировать иностранные, англоязычные сайты, выдача по ряду запросов изменилась. Чем руководствовалась компания, добавив иностранные сайты в русскоязычный поисковик?
- Мы начинали с того, что индексировали только русский язык, только сайты, находящиеся в области Рунета. Сейчас в Интернете все больше пользователей, все больше из них знают другие языки или знают достаточно, чтобы сориентироваться, когда они ищут софт, кино и так далее. Поэтому мы относительно недавно решили, что в русский поиск надо добавлять и те документы, которые высоко релевантны русским запросам. Поэтому в нашем поиске появились сайты, которые к России прямого отношения не имеют. Когда человек задает запрос целиком из английских слов, трудно догадаться, что он хотел увидеть русскую выдачу. К тому же по этому запросу ничего особо качественного в русской выдаче не находится. При этом мы понимаем, что, наверное, сейчас мы не оптимальным образом соблюдаем баланс между русскоязычными и англоязычными, и мы над этим работаем - над повышением релевантности, когда в ответе есть и русскоязычные, и англоязычные документы. Такая проблема есть и есть над чем нам работать.
- Почему последние два года на Яндексе уже нет функции «ТРАНСЛИТ»?
- Насколько я понимаю, речь идет о почте, там действительно была такая функция. Я думаю, что если сейчас ее оторвали, это просто в процессе изменения дизайна ее потеряли. Я обязательно скажу это ребятам из почты, есть класс людей, которым эта функция нужна, ее надо вернуть. Спасибо за напоминание.
- Вопрос от читателя. Правда ли, что Яндекс запускает аналог Гугль-Финансов? Почему вы так на них похожи?
- Первый ответ - неправда. Единственное, что мы сделали недавно в области финансов новое, у нас много лет на первой странице показываются котировки, последние года три они интересовали только бухгалтеров. Последние полгода они интересуют массу людей, поэтому мы сделали более красивые подробные графики, добавили информации и сделали отдельную страницу. По смыслу это те же котировки основных валют, плюс нефть, торги. И эту страницу можно настраивать - люди могут выводить на первую страницу котировки, за которыми они хотят следить. Все.
Что касается того, насколько мы похожи на Гугль, - все фотомодели в чем-то похожи, потому что есть стандарт. В этом смысле мы похожи. У нас есть поисковая строка, мы ищем в Интернете, придаем очень большое внимание качеству поиска, тому, что человек увидит в первых 10 ссылках и так далее. Мы занимаемся в большой степени одним и тем же делом, у нас довольно сходная идеология. Так получилось независимо, наша компания на год раньше возникла Гугля, а их документы мы прочли еще через несколько лет. Мы по духу и роду занятий, видимо, сходны, в остальном не сильно похожи.
- Собирается ли Яндекс делать свой счетчик посещаемости сайтов?
- Нет. У нас есть счетчик другой, называется Яндекс.метрика. Это счетчик, который нужен людям, дающим рекламу в Интернете, чтобы поставить его на своем сайте и оценивать эффективность рекламы. Вот этот счетчик мы развиваем. А просто посещаемость есть много способов мерить и без нас.
- Как вы думаете, можно ли разбогатеть человеку, придумав какой-то оригинальный проект? Перспективен ли в этом отношении Интернет?
- Можно. И есть примеры, в Интернете тоже. Только надо честно понимать, что на одного разбогатевшего приходится сто тысяч не разбогатевших. Примеры - компания Яндекс, компания Скайп и так далее. Все это начинали несколько человек, а потом они разбогатели.
- Как исключить из поиска порнуху, наркотики и все, что с этим связано?
- У нас есть семейный фильтр. Можно искать на Яндексе с фильтрацией недетского контента. Для этого надо зайти на сайт family.yandex.ru. И там есть описание, как при желании на Яндекс можно поставить фильтр семейный. Если нужна защита серьезнее, есть компании, которые производят фильтры, их можно установить на компьютер, и ребенок вообще не сможет зайти на любой неподходящий сайт. Сейчас такие фильтры есть и в России.
- Елена, а кто придумал живучий слоган «Спроси у Яндекса»?
- Это были не мы, что меня очень радует. Мы придумали – «найдется все». А «спроси у Яндекса» - это, слава Богу, нам приятно это сознавать, придумали люди. Мы его не взяли, у нас слоган - «найдется все». Когда-то у нас была реклама: «Все вопросы к Яндексу». А «спроси у Яндекса» - это людское. Видимо, это естественная форма, потому что люди действительно спрашивают у Яндекса. Это абсолютно соответствует тому, как мы себя видим.
- Хочется узнать, кто и как делает для вас рекламу?
- Правда в том, что подавляющее большинство рекламы мы делаем себе сами. Мы не смогли найти себе агентство, которое настолько бы понимало бы Интернет. Нельзя в Интернете сфотографировать продукт, нельзя показать, как красиво льется сок. В Интернете надо делать рекламу на уровне идей. Мы пока не нашли агентство, которое бы нас устроило. Единственное - студия Лебедева, с которой мы много лет сотрудничаем, которые рисуют нам дизайны многих наших сервисов. Иногда мы придумываем совсем сами, а они отрисовывают, а иногда - вместе с ними, потому что там тоже хорошие головы.
- Сколько сотрудников работают в Яндекс-директе?
- Больше ста. Хотя посчитать трудно, это одна из очень больших систем Яндекса, это основная система, обеспечивающая наш бизнес - продажу контекстной рекламы. Там работают специалисты самого разного уровня: программисты, системные администраторы, менеджеры, группа модерации, группа поддержки, продавцы, которые эту рекламу продают.
- Кто ваши сподвижники в компании, то есть люди, с которыми вы можете обсудить любой проект, и они поймут вас с полуслова? Какими личными качествами должен обладать идеальный сотрудник Яндекса?
- Я являюсь руководителем Департамента маркетинга, в моем отделе прекрасная команда. Есть семь отделов, и их начальники - безусловно, люди, с которыми мы хорошо понимаем друг друга. Под ними растет следующий уровень сотрудников. Есть начальники других департаментов, это люди, которые в Яндексе давно работают, и мы тоже друг друга хорошо понимаем, многое уже не надо обговаривать, потому что за все эти годы мы и так уже знаем, что на это смотрим вот так, а на это - так. Это очень удобно. И есть старожилы Яндекса, не все большие начальники, есть глубокие специалисты. Из тех, кто был в Яндексе 10 лет назад, один человек уехал в Америку, остальные здесь же и работают. Это способ ускорения понимания и договаривания. Поскольку Яндекс последние 3 года фактически удвоился, больше 80% сотрудников работают меньше 3 лет. Но те 20% рассеяны по разным отделам, в случае чего друг друга находят и помогают остальным договариваться. Мы стараемся поддерживать культуру стартапа, которая была у нас в 97-м году, когда мы запустили Яндекс.ру.
Что касается качеств, еще в 2000 году мы первый раз в жизни писали вакансию менеджера проекта. До этого было 10 человек, которые все и делали. Написав ее, мы поняли: это человек будущего, таких людей не бывает, который и это может, и это умеет, и это понимает, и в этом разбирается. Готовых таких нет, мы с тех пор их выращиваем. Качества перечисляются в вакансиях, но обязательно, независимо от отдела - умение работать в команде, чувство юмора и широкий кругозор. Ну и глубокое знание своей специальности. Остальное смотрите подробнее в заинтересовавшей вас вакансии.
- Кто главнее в Яндексе: рекламисты или маркетологи?
- Правильный ответ – программисты. Конечно, нет такого - кто главнее. Главнее тот, кто лучше разбирается в конкретной задаче. Обычно над каждым сервисом работает команда людей из разных отделов. Когда они договариваются и вместе понимают задачу - получается хороший сервис. У нас отдельно нет рекламистов и маркетологов. В департаменте маркетинга находится реклама. Департамент маркетинга занимается не продажами, а продвижением бесплатных сервисов. Наш основной продукт бесплатен. А продаем мы аудиторию. Если на проект ходят миллионы людей, деньги возникнут. Там реклама, и реклама не должна распугать пользователей ни в коем случае... Основное наше богатство - это пользователи. Мы делаем сервис для них. Задача маркетинга - делать проекты, которые нравятся пользователям. Не покупателям, не рекламодателям, а пользователям.
- Елена, есть ли вакансии в вашей компании, кто вам требуется и каков уровень зарплат?
- Вакансии есть, на первой странице Яндекса есть ссылка «Вакансии». Там есть длинный список, потому что нам нужны люди в самые разные подразделения и ужасно нужны гении. Много идей, не хватает гениев. Уровень зарплат разный в зависимости от вакансии, но точно не хуже рынка.
- Какая практика поощрения и стимулирования сотрудников применяется в Яндексе? Опционы, премии за удачные проекты и релизы? Как вообще вам удается поддерживать такую большую команду заинтересованной в будущем компании?
- Спасибо за вопрос. Было ключевое слово - заинтересованные. Мы давно поняли, что люди работают за деньги, славу и интерес. У нас в компании интерес - доминирующее. Большое поощрение человека - это право делать следующую свою идею. Потому что Интернет, который есть уже везде, находится явно в начальной фазе развития, и то, что мы в Интернете придумаем, то в Интернете и будет. Это очень интересно - делать что-то, особенно если этим пользуются миллионы людей. А так у нас есть все: у нас есть премии, опционы, булочки, медстраховки и все, что положено приличным людям, но основное, за что люди держатся - это интерес. Я бы не хотела построить компанию, где основная идея - деньги. Интересно жить там, где интерес является главным драйвом. В среднем половина интереса, а дальше в какой-то пропорции.
Полный тест онлайн-конференциии с Еленой Колмановской.