443

Герман Пятов: Семестр защитника Родины

Тысячу перекалечу, одного выучу,

А бабы новых нарожают.

(Не народная «мудрость»)

Однажды, сидя в гостях, в разговоре воспользовался крылатой фразой: «Тяжело в учении, легко в бою!».

Один из гостей, весьма квалифицированный юрист, очень дотошный до любых тезисов, спрашивает: «А ты продолжение знаешь:

Тысячу перекалечу, одного выучу,

А бабы новых нарожают!»

Я не нашёл источников, подтверждающих авторство генералиссимуса Суворова, и не берусь судить о его временах, но после переворота 1917 года людей мы не берегли – ни в армии, ни на «гражданке».

И фраза «бабы новых нарожают» использовалась очень широко.

Если в эпоху А. В. Суворова «бабы рожали» иногда по десять детей, а во времена маршала Жукова – в среднем по пять, то сегодня это всё в прошлом.

Не хотят русские женщины рожать «пушечное мясо»!

КСР (коэффициент суммарной рождаемости – итоговое число рождений в расчёте на одну женщину условного поколения) с 1,9 ребёнка на одну женщину в 1990 году упал до 1,1 ребёнка в 1999 году (кризис 1998 года)!

Напомню: для простого воспроизводства населения нам нужно 3 (три!) ребёнка на семью – одного за маму, одного за папу и одного за тех, кто либо не дожил до репродуктивного возраста, либо не может, либо не хочет иметь детей.

Сейчас показатели несколько улучшились, но всё равно не превышают 1,6 – полтора ребёнка на семью. Т. е. где-то один ребёнок, где-то два. Процент семей, имеющих более двух детей, настолько мал (не более 5 %), что влияния на эту статистику почти не оказывает.

Такой статистический пассаж нужен для понимания того, что ситуация у нас другая, нежели при генералиссимусе Суворове и маршале Жукове, и формировать армию по старинке не получится. И неважно, что там хотят и требуют наши генералы и министры.

Людей в стране не хватает!

И дальше может быть ещё хуже. Демографы прогнозируют падение рождаемости в ближайшие годы. Это связано с тем, что воспроизводство начнут обеспечивать поколения родившихся в период демографического провала 1992–1999 годов.

Как никогда становится актуальным призыв генералиссимуса А. В. Суворова:

«Воевать не числом, а уменьем».

«Ученье свет, неученье тьма… За учёного трёх неучёных дают. Нам мало трёх, давай нам шесть. Нам мало шести, давай нам десять на одного… Последнюю кампанию неприятель потерял счётных семьдесят пять тысяч, только что не сто. Он искусно и отчаянно дрался, а мы и одной полной тысячи не потеряли. Вот братцы! Воинское обучение!»

(Александр Васильевич Суворов «Наука побеждать»)

Поэтому в нынешних условиях я считаю крайне удачным решением прохождение студентами срочной службы в армии и на летних каникулах.

Такое предложение поступило в Минобороны РФ от группы ректоров ведущих вузов России.

Почему ректоров ведущих российских вузов волнует этот вопрос? Казалось бы, есть отсрочка от армии, есть военные кафедры. Думаю, что мотивация та же, что и у меня при написании этой колонки.

1. Мне очень интересна тема ВОВ, а при погружении в неё невозможно миновать тему проблем в армии. Я прочитал невероятное количество исторической литературы, мемуаров и общался с несколькими сотнями ветеранов – не только ВОВ, но и афганской и чеченской. Вывод простой:

а) В Великую Отечественную мы воевали не уменьем, а числом, неся чудовищные потери – в некоторых сухопутных операциях 10–15 наших солдат за одного германского!

б) Мы не сделали выводов и продолжали гробить наших парней в Афганистане и Чечне.

2. В научных проектах мне приходилось работать с группами молодых учёных – физиков, биофизиков, программистов. Так вот, статистика такова: 75 % интеллектуалов уезжает на запад в первые 2–3 года после окончания вуза. Одна из причин – их кошмарит военкомат. В итоге – не с кем работать. Поэтому инициатива ректоров понятна – они хотят сохранить кадры.

Не стоит ошибочно думать, что, если они не хотят служить, это хлюпики и маменькины сынки. Это студенты Бауманки, МГУ, МИФИ, МФТИ – интеллектуальная элита нашей Родины. Ребята эти крепки не только умственно, но и физически. Время «ботаников» в очках – в прошлом. Многие идут учиться на военную кафедру, но, видя реалии сегодняшних российских вооружённых сил, бросают.

Суть предложения о прохождении студентами военной службы на летних каникулах изложил Анатолий Александров, ректор МГТУ имени Баумана, в ходе пресс-конференции в РИА Новости. Подробности вы можете прочитать в «АиФ», в материале Сергея Осипова «Ректор «Бауманки» придумал для студентов „армию по-новому“».

Как обычно, в СМИ и Интернете развернулась полемика с участием всех заинтересованных лиц, представителей общественных организаций, экспертов. Мнения полярны.

С одной стороны, представители либерально настроенной общественности заявляют, что армия должна быть категорически профессиональной:

Мария Арбатова, Президент НКО «Центр помощи женщинам»: «Моя позиция против призывной армии, как формы узаконенного рабства. Я за двуполую контрактную армию… Сами знаете, что было в Осетии недавно, когда парни не могли объяснить, зачем кнопки на танке, и знали только одну, которая стреляет. Военный – это почётная профессия, а не форма наказания».

То, что современная, боеспособная армия – это армия профессионалов, – это однозначно. Военная техника становится сложнее год от года, и солдат срочной службы не осваивает её полностью ни за год, ни за два. Однако большинство наших граждан, ратующих за контрактную армию, представляют себе этакий голливудский образчик «контрактника» – суперпрофессионала, который способен голыми руками раскидать целый взвод, а уж будучи вооружённым, справится с полчищами врагов.

Увы, наши российские реалии таковы, что наших «контрактников», да ещё из спецназа, обижают обыкновенные хулиганы.

«Группа дагестанцев устроила налёт на казармы разведроты в военном городке посёлка Кряж – 18 солдат избили, забрали мобильники, DVD-плеер и кое-что по мелочи. Бойцы не смогли дать отпор… Захватив КПП, дагестанцы ринулись в общежитие разведроты…»

Оппоненты либералов, как правило, представители силовых структур, заявляют, что «три месяца – профанация, даже на права не сдашь. А если что-то сложное? Месяц на раскачку. Месяц имитации службы и месяц готовиться к дембелю».

На это у меня тоже есть контраргументы. Кому-то, возможно, чтобы сдать на права, и года будет мало. Это кто как готовится. Я в своё время сдал на права экстерном за неделю – принимающие удивились, но вынуждены были констатировать: «Вот что такое кандидат наук!».

Я это к тому, что обучать на каникулах мы будем не малограмотных ребятишек, не сумевших откосить от армии, а людей с высшим образованием.

Если всё делать, как в сегодняшней армии, то да, за три месяца и на права не сдашь. А со студентами должно быть по-другому.

Я работаю с сиротами. Это контингент намного более трудный, чем студенты. Это в 95 % случаев – дети алкоголиков и наркоманов, со всеми вытекающими последствиями. Могу сказать: я за 3 месяца научу их бОльшему, чем в сегодняшней армии за год.

Единственное «НО» – у меня в реабилитационном центре даже взвод не разместить – только отделение.

А уж если со студентами – со студентами мне тоже приходилось работать – они у меня через 3 месяца будут получше, чем, простите, те бойцы из разведроты, которых обидели хулиганы (см. ссылку выше).

А ведь речь идёт не о трёх месяцах – речь идёт о том, что таких вот военных сборов будет три раза по три месяца, и плюс к этому – занятия в течение учебного года.

Я думаю, что это намного больше, чем обычное обучение на военной кафедре, где студент получает офицерское звание.

В своё время я, как и все студенты-медики, тоже учился на военной кафедре и ездил на летние сборы. Могу сказать, что при нормальной организации даже один месяц на летних сборах даёт немало. Хотя я лично очень многое бы изменил в программе. Действия подразделений в обороне и наступлении до сих пор изучаются на основе опыта Великой Отечественной. А ведь сейчас другая армия, другая техника, вооружение, средства связи!

Я учился (!) двадцать лет назад (!), но сейчас учат почти по такой же программе!

Да что там про нас говорить, получивших офицерское звание в вузе, которых военные «профи» презрительно именуют «пиджаками»!

Ведь в подготовке профессиональных военных такие же «дыры»!

Вот вам пример: в телесюжете, посвящённом празднованию 70-тилетия победы под Сталинградом, сотрудница одного из Волгоградских мемориалов Сталинградской битвы рассказывает, что к ней обратились военные с просьбой ксерокопировать экспонат музея – брошюрку, содержащую методические руководства по ведению уличных боёв в городе.

Это они решили использовать Сталинградский опыт в Чечне.

Вдумайтесь! Профессионалы! Генералы! Генштаб! Академия генштаба!

И брошюрка из музея – как источник полководческой мудрости!

Ещё маленький пример: одна из самых последних войн, где мы воевали не с «вооружёнными бандформированиями», а с регулярной армией другого государства – грузино-осетинский конфликт 2008 года. В первые дни войны наши офицеры вынуждены были использовать в качестве средств связи личные мобильные телефоны!

Комментарии излишни.

Поэтому я абсолютно убеждён: использование такого новшества, как обучение студентов военному делу на каникулах, – и для армии, и для обороны страны принесут большую пользу.

Пусть студенты служат летом. Пусть это будет 2–3 месяца в течение четырёх лет. Если эти 2–3 месяца студенты будут получать действительно полезные навыки и знания, а не топтать плац или чистить зубной щёткой очко в солдатском нужнике – выиграют все! И не нужно отправлять их в обычные части. Подготовка должна быть на уровне офицеров, а не на уровне трёх классов деревенской школы.

Ведь сейчас наша интеллектуальная элита с армией никак не пересекается. Не хотят умные люди служить в такой армии, какая сегодня есть. И вы их никак не заставите. Даже под страхом тюрьмы. Сначала все получают законную отсрочку, потом 75 % уезжают за рубеж – и всё, привет!

Загонять интеллектуала служить из-под палки – это глупо, бессмысленно и вредно для страны. Гробить студентов Бауманки, МГУ, Физтеха и МИФИ – глупо вдвойне. Физик-ядерщик или программист беспилотных летательных аппаратов принесёт пользы больше, чем целый полк или целая дивизия.

Такому вовсе не обязательно уметь стрелять и кидать гранаты – у него функции другие.

Господа офицеры и генералы! Вам в голову не приходит идея забивать гвозди компьютером?

Если нет, то просто поймите: умный студент круче компьютера. Использовать его на благо Родины нужно с умом.

 
Герман Пятов

Координатор команды помощи сиротам Murzik.Ru, врач, кандидат медицинских наук 

 

 

 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оставить комментарий (38)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество