«Пиотровский» закрыт: электричества нет, обесточена охранная сигнализация, книги упакованы в коробки. На прозрачной двери висит жёлтая бумажка – «мы переежжаем».
Новые владельцы
«Начался этот кошмар с 24 декабря прошлого года. Тогда мы случайно встретили людей в смежном помещении, которое находится у нас за стеной. Они нам сказали, что прежние собственники продали это имущество, и теперь всё принадлежит им», – рассказывает Денис Корнеевский, директор по развитию магазина.
«Пиотровский» стал договариваться с новыми владельцами касательно аренды и оплаты. Но ответ был неожиданным. «Они сказали, что у них свои планы на помещение, а книжный магазин и вовсе должен съехать, – продолжает Денис. – Мы дико испугались, так как к переезду никто не был готов. И сроки они поставили нереальные: после Нового года нас уже не должно было быть здесь».
К слову, договор аренды со старым собственником помещения действует до 30 июня 2013 года. Однако внимания на это хозяева не обратили.
Внутри магазина темно. У входа на пыльном полу лежат несколько сумок. Столы разобраны, стулья стоят где попало.
В большом зале всё завалено картонными коробками. Двигаться нужно осторожно, дабы случайно не задеть стоящие друг на друге ящики с книгами.
«Что нам оставалось делать? По закону мы ничего не нарушаем. Есть юридический документ, подписанный двумя сторонами: тем, кто продал помещение, и нами. По гражданскому кодексу, новый хозяин помещения не только является правопреемником, но и должен сохранить все обязательства прошлого владельца. Нам юристы это подтвердили, – закуривая, отмечает Денис. – Мы рассказали это новым собственникам. Они говорят, мол, какой договор, какое правовое поле, вы о чём, ребята!»
Непорядочные люди
После этого начались постоянные перепалки. Прошло некоторое время: ситуация немного успокоилась. Но затем хозяева перешли к активным действиям. Они решили увеличить арендную плату за квадратный метр больше чем в четыре раза – с 400 рублей до 1700. По договору, они не имели права так поступать. Неожиданно в дверь стучится женщина. Узнав, что магазин закрыт, она разворочается и неторопливо уходит.
«Оказалось, что новые хозяева – просто непорядочные люди, – спустя минуту говорит директор по развитию «Пиотровского». – Они не знают законов, действуют напрямую, нахрапом, очень по-пермски. Давят своей наглостью с полным безразличием к окружающим. Позже начались вовсе настоящие атаки на магазин».
Глухая оборона
Корнеевский, взяв фонарик, идёт сквозь пустующий коридор к дальнему залу книжного.
«Недели две назад заварили запасную дверь. Потом отключили свет. Это нормально? Мы же работаем – продаём книги! Да и вот буквально день назад ходил какой-то мужик с рулеткой, которой рассказал, что в будущем на входную дверь будет установлена решётка. Пока что без замка», – восклицает Корнеевский.
Указывая на окна, он говорит, что их умудрились заделать железными пластинами в прошлые выходные.
«Пиотровский» решил так просто не сдаваться, а продолжать функционировать в обычном режиме. «Удивительно получилось, конечно, – смеётся Денис. – Вооружившись фонарями, мы проработали неделю без света. К слову, посетителей меньше не стало. Какой-то световой аттракцион получился. Один раз даже ночевали здесь. Дежурили по двое – вслушивались в шорохи, мало ли, что может случиться. Держать глухую оборону, показать, что мы правы, – для нас было очень важно. Но при этом мы потратили много физических, духовных сил, денег прилично ушло. Поэтому решили искать новое помещение».
Корнеевский показывает на рубрикаторы книжных полок, одиноко лежащие на коробках. «Сотрудникам покидать старое место тяжело, конечно. Но видеть и магазин в таком виде – разобранном, убитом, обречённом – тоже больно. Они преданы делу, болеют за «Пиотровский» всей душой».
Переезд
Коллектив книжного написал открытое письмо губернатору Виктору Басаргину. «Мы не просили никакой халявы и поблажек. Мы просто хотели найти хорошее место в городе. Власти, к которым мы обращались, предложили нам только один вариант: место в здании, где располагался клуб «Хромая лошадь». Мы поблагодарили и отказались», – вспоминает Корнеевский. К слову, новое помещение для магазина уже почти найдено. «Нам помогли знакомые – подбросили несколько вариантов. Сейчас мы их рассматриваем», – отмечает Денис. Он с ностальгией рассматривает старые афиши мероприятий, которые проходили в магазине.
«Магазин «Пиотровский» был уникальным явлением для пермской культурной жизни. Мы регулярно проводили череду событий за эти три года. Деньги ни у кого не просили – у нас была, своего рода, автономная культурная институция. Человек мог, не тратя своих средств, получать какой-то багаж знаний для себя. Такой вот прототип открытого и свободного университета. А что касается прибыли, то это была второстепенная задача для нас», – рассказывает владелец книжного.
«Такая история, как у нас, с выселением малого бизнеса, который берёт на себя социальную или культурную функцию, в Перми абсолютно не нова. Тот же пример с кафе «Арбузный сахар». Люди себе спокойно работали, потом кто-то резко ставит забор, ограждает здание из-за псевдо-имущественного спора. И в итоге опять все страдают», – с грустью говорит Денис.