«Туберкулёзный» дом
Капитан с семьёй живёт в печально знаменитом доме - это общежитие на улице Космонавтов города Липецка. Вечером здесь ходить не рекомендуют - опасно.
Опасно не только ходить - жить.
…Олег показывает коридор между комнатами - его и облупленным-то не назовёшь. Он покажется ужасным даже жителям городов, чьи администрации не балуют их «евроремонтами» подъездов и квартир.
Проводка, которую постоянно замыкает, торчит изо всех щелей, сами стены - в плесени, грибке от постоянных протечек. Жизнь здесь (если это можно назвать жизнью) - настоящая рулетка: то ли сгоришь, когда провода снова коротнёт, то ли подхватишь какую-нибудь заразу. «В ней (общаге. - Ред.) уже было зафиксировано несколько случаев туберкулёза и других инфекционных заболеваний», - пишет об этой ситуации журналист Юрий Криворучко в своём блоге на липецком информационном портале «Gorod48».
Антисанитария «мест общего пользования» такая, что на это страшно даже смотреть: душ, где всё проржавело, а плитка просто не держится на «мокрых» стенах; уборная с коричнево-рыжими трубами, по которым что-то сочится, - лучше даже не представлять что!
Речь идёт именно об антисанитарии, а не о чистоте - её-то Олег и его соседи поддерживают, как могут, по крайней мере, в своём блоке. Но одно дело - вымыть за собой раковину на кухне, а другое - воткнуть штепсель в развалившуюся силовую розетку. Даже неизвестно, где было опаснее - в 16 командировках в горячих точках, откуда Олег вернулся с контузией, ногами, прошитыми осколками, и II группой инвалидности, или в общаге по ул. Космонавтов.
Гадюшник по цене дворца
Олег и его семья официально признаны малоимущими. Да что там - мало-мальски состоятельный человек здесь бы не остался.
Но самое главное - платить за это гетто РСУ-2 (а именно эта управляющая компания обслуживает дом) людей заставляют по полной. Олег показывает квитанции: 2700 руб., 2800, 2900. По статье «Содержание и ремонт жилья» (ремонта здесь Олег не застал ни разу, с тех пор как поселился в 2000 году) РСУ-2 начисляет по 14 руб. 11 коп. за каждый жалкий капитанский квадрат. «Дом сам по себе тоже «тот ещё». Мусор запросто из окон выкидывают, - рассказывает капитан, - представляете? Пьют, хулиганят - приходится учить вместо участкового. И ничего - здороваются теперь… Подъезд - он один, общий, - ладно бы просто ободранный. Тут, например, оголённые провода торчат. Взрослый человек, может, и знает, что за них хвататься нельзя, а подросток?.. Дочь заставляю домой возвращаться не позже 8-9 вечера: у нас в подъезде чего только не было, даже телефоны у ребятни прямо здесь и отбирали. Я в этом гадюшнике, в этой заразе детей своих растить не хочу! А кто-нибудь из администрации Липецка хотел бы?»
В комнате Олега на стене одно украшение - военная форма, где сплошными рядами идут медали, плашки и прочие свидетельства того, как часто капитан Двуреченский был готов сложить голову за Родину. Только вот Родина ответила ему за это даже не подачками - милостыней.
До ухода на пенсию Олег был старшим инструктором отряда особого назначения «Титан». «Вы там, пожалуйста, упомяните, что отряд отличный, что ребята там замечательные и что есть ещё хороший спецназ в Липецке», - просит Двуреченский.
Олег ездил в командировки с 1995 года, с Чечни. В 2000-м ему с женой и дочкой дали комнату вот в этом самом «туберкулёзном» общежитии - 12,5 «жилых квадратов». «Выбить» площадь побольше не позволяли ни характер, ни постоянные командировки в горячие точки - везде был капитан, только до Цхинвала дело не дошло. Тяжёлое и лёгкое ранения, две контузии - сейчас без уколов Олегу просто никуда. Были дни, когда у него не ходили ноги - не фигурально, а буквально. Говорит об этом Олег сквозь зубы: не укладывается в голове мастера спорта по дзюдо, самбо, специалиста по «рукопашке», что тело отказывается подчиняться.
Ваш номер - 33
В январе в семью Двуреченских пришла радость - родился долгожданный сын. Но с радостью пришла и беда - у малыша оказалось тяжёлое врождённое заболевание, ему сразу дали группу инвалидности. Может, причиной стало то, что беременной жене приходилось безумно нервничать, обивая пороги чиновников, когда капитан сам оказался не в силах подняться с кровати?
По закону семье Двуреченского уже давным-давно были бесплатно положены новые метры, а малышу при таком заболевании - ещё и метры дополнительные.
Капитан стал искать правды в администрации, написал в соцзащиту и городскому главе Михаилу Гулевскому. У нас в редакции есть копия письма - ответ мэра ветерану спецназа. Вот цитата, «дышащая» человечностью: «Учитывая, что впередистоящие 32 очередника также страдают тяжёлой формой некоторых хронических заболеваний, совместное проживание при которых в одной квартире невозможно, предоставить квартиру Вашей семье в настоящее время не представляется возможным».
Олег Двуреченский подал на администрацию города в суд. Дело он выиграл - капитану предложили квартиру, но вовсе не в тех новостройках, которыми гордятся мэр и департамент ЖКХ, регулярно демонстрируя их гостям города. Нет, ветерану предложили угловую квартиру на первом этаже в отдалённейшем районе - на Сырском Руднике. Как говорится, могли бы и дальше, да некуда. В доме - магазин, а значит, в новых «апартаментах» могут быть и грызуны, и тараканы…
Но главное - из Сырского Рудника всё равно придётся ездить по поликлиникам да больницам в центр, ведь в этом районе ничего нет. Как это делать, если автомобиля у Олега нет, а малышу несколько раз в день необходимы перевязки? «Я читаю в законе, - делится Олег, - нам должны предоставить квартиру в районе, где зарегистрированы другие родственники. А у меня на 19-м рядом с больницей и мать, и тётка прописаны. Почему Рудник? Ну такое зло берёт!»
Ещё бы! Сама ситуация, сам суд - разве это позор для городских чиновников? Может быть, им стоит хоть неделю самим пожить в «туберкулёзной» общаге? Ведь прожил же в ней капитан Двуреченский 11 лет! Значит, и администрация сможет.