Особенно региональной. Неужели нельзя было хоть немножко подумать и догадаться, что извлечение трупа Сталина из исторической могилы будет работать не на объединение общества, а на его разделение. У нас очень любят спекулировать на мнении ветеранов. Дескать – это они захотели полакомиться памятью Сталина. На самом деле эта фальшивая акция разделила и ветеранов. Ведь среди них немало тех, кто пострадал от сталинских репрессий. Это прежде всего миллионы солдат и офицеров, оказавшихся благодаря «военному гению Сталина» в фашистском плену, а после войны – в сталинских лагерях по обвинению в предательстве. Это и члены семей реабилитированных ветеранов – жёны и дети, попавшие под каток репрессий. Их мнение на днях высказала репрессированная дочь известного советского командарма И. Уборевича, убитого по приказу Сталина в 1937 г.: «Сталин сдох, и это был самый счастливый день в моей жизни».
Поражает недальновидность Кремля, который не подумал о последствиях для национального единства поднятой сталинистами мутной волны. Ведь достаточно было маленького намёка из Москвы, и волгоградские депутаты, проголосовавшие за сталинизацию города, мгновенно поджали бы хвосты. Но Кремлю не хватило ни политического чутья, ни уважения к собственным гражданам, не разделяющим идеологию сталинизма. В результате вопросы посыпались не только в адрес волгоградских единороссов, но и в адрес Кремля: а может быть, кому-то выгодно разъединение страны? На своих и чужих, на патриотов и отщепенцев, на интеллигенцию и людей в рабочих спецовках, на хороших ветеранов и ветеранов плохих, на верующих и неверующих. Ведь в условиях идеологического помутнения легче скрывать политические и экономические провалы.
Осталось неприятное ощущение, что власть, играя в сталинские кости, прощупывает: насколько далеко общество готово откатиться назад – даже от скудных завоеваний демократии. Играет с нами в поддавки: будете любить нас, восторгаться нашими рейтингами и новыми законами, мы, пожалуй, приглушим сталинские марши, пообещаем вынести Ленина из Мавзолея, будем соблюдать законы и гражданские права. А будете перечить – вернём портреты Сталина, шестую статью Конституции о «руководящей роли партии». Будете шляться по бульварам с портретами «единороссов», напомним о 37-м годе, об «особом совещании», о «партийных тройках», о сталинском прокуроре Вышинском, на фоне которого нынешние прокуроры, следователи и председатели избиркомов покажутся ангелами демократии. Тенденция, однако.
Слишком ли мы удивимся, если в развитие этой тенденции коммунисты Екатеринбурга захотят вернуть городу имя Свердлова – одного из ответственных за убийство царской семьи. А ветераны НКВД предложат переименовать (в день рождения тов. Берии и всего-то на один день!) нынешнюю Лубянскую площадь в площадь Лаврентия Павловича. Ведь бывший руководитель НКВД был патриотом, верным соратником Сталина, его карающей рукой и, как и Сталин, «эффективным менеджером», внёсшим заметный вклад в создание советской атомной бомбы. Помните знаменитые стихи?
Сегодня праздник у ребят,
Ликует пионерия!
Сегодня в гости к нам пришёл
Лаврентий Палыч Берия…
Правда, потом Лаврентия Палыча расстреляли как английского шпиона, но какое это имеет значение? У нас ведь какая задача? Не только напугать самих себя, но и удивить весь мир…
Вячеслав Костиков директор аналитического центра «Аргументы и Факты» |
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции