История первая: лиса Маруся
Рыжая артистка по кличке Маруся – в подмосковных Мытищах настоящая знаменитость. Дети подбегают, чтобы покормить её печеньем, фермеры на местном рынке спорят, кто будет угощать зверя мясом. Её хозяйка Ирина Прокопьева в шутку называет себя приложением к собственному животному.
Ирина работает дрессировщицей – занимается на киностудии, выступает с собственными шоу. Животных любит с детства: поход в уголок Дурова был для неё настоящим праздником. Сейчас в доме с Ириной живут собаки, коты, голубь, хорёк, ёжик. Желание завести ещё и лису возникло внезапно, хотя понимала: шаг рискованный. Лиса – дикое животное, не привыкшее быть компаньоном человеку, хищник с крайне своеобразным характером.
«Чтобы сразу дать животному правильное воспитание, пришлось брать её двухнедельной, – рассказывает Ирина. – Когда её привезли, я чуть не упала: хотела рыжую и пушистую, а тут на меня смотрит чудище размером с кусок хлеба, серая, зубов нет, на глазах плёнка». Ирина возилась с лисёнком целыми днями: кормить его требовалось каждые два часа, пришлось брать его на работу, на встречи с друзьями.
«У этого животного ранняя социализация, поэтому до двух месяцев нужно было приучить его к человеку», – рассказывает Ирина. Маруся – лиса вполне интеллигентная, вместе с Ириной она ездит на работу в метро, спокойно берёт еду из рук прохожих. За свои два года не укусила никого, кроме хозяйки, но, как говорит Ирина, для них это «рабочий момент», животное перенервничало, выступая на новогодних утренниках. С другими питомцами лиса ведёт себя мирно, и даже забредшие в дом мыши не вызвали у неё охотничий интерес. Марусе интересен шоу-бизнес: она с удовольствием позирует фотографам и играет в театре, созданном хозяйкой.
Ирина ставит все спектакли сама: пытается вовлечь в сказочные истории всех своих животных. У Маруси главная роль, естественно, в «Колобке», но под неё пришлось переписать и «Теремок», и «Красную шапочку». Дети лисицу любят – например, за мягкий пушистый хвост, который можно потрогать после представления. «Конечно, есть строгие правила в общении – я всегда запрещаю держать над ней руку: животные видят в этом опасность, – говорит Ирина Прокофьева. – Хотя зверь мирный, её можно даже в курятник запускать, мы как-то пробовали. Но носить намордник я её всё-таки научила».
Популярность собственного питомца Ирину иногда серьёзно беспокоит: «Ко мне подходят люди, говорят, что тоже хотят лису. Я всегда говорю: ребята, мне её продали только как дрессировщику. Потому что без должного внимания и воспитания жизнь с лисой станет мучением и для животного, и для хозяина. Всё-таки зверь совершенно не домашний, а у нас иногда и на собак хозяева не находят управу».
Моду на животных Ирина Прокопьева считает вредной: «Вспомните фильм про Лэсси и посмотрите, что стало с породой колли сейчас. После «Комиссара Рекса» заметно испортилась порода немецких овчарок».
У Ирины живет ещё одна жертва модных увлечений: к дому подбросили больного хорька. Когда-то этот зверь только набирал популярность. Стоил больших денег, а купить его можно было только у профессиональных заводчиков. «Сейчас хорьков находят на помойках – хозяева выбрасывают, как надоест, – рассказывает Ирина. – А мне по весне постоянно приносят диких птиц, которых завели дома, но поняли, что не справятся. Понимаете, в наше время на рынке можно купить и слона. Вопрос в другом: что ты будешь с ним делать?»
История вторая – макака Иван
У четырёхлетнего Вани молочные зубы меняются на коренные, а недавно он научился есть кашу ложкой. Иван носит смешные джинсы и толстовки, ездит на прогулки в детской коляске, а ещё очень любит кататься с ледяных горок. Он – не ребёнок, а домашний питомец. Иван – макака.
Вместе с ним в доме живут скунс, кролик, лисица фенёк, носуха, несколько собак. Их хозяйки – бухгалтер Анастасия Акишина и её мама Светлана. Животных в этой семье любили всегда – заводили и насекомых, и даже настоящую рысь, но главной мечтой всегда была обезьяна.
«В советское время просто пойти и купить макаку не было возможности, – рассказывает Светлана Акишина. – Первую обезьяну мне подарили коллеги, но никто не знал, как её выбирать, в итоге приобрели больную и старую. Она еле сидела на жёрдочке, врачи сказали, не факт, что выживет, но нам повезло, зверь прожил с нами почти шесть лет».
Позже появился Ваня – в дом его привезли совсем крохотным. Обезьяны любят наряжаться, но одежду приходилось шить самим: размер был совсем кукольный. Сейчас Иван подрос, и проблема решилась: толстовки, комбинезоны, джинсы покупаются в обычном детском магазине. Главное – сделать дырку для хвоста. В шкафу три полки нарядов.
«Когда приходим с ним в магазин, обычно все очень приветливо встречают, – рассказывает Настя. – Хотя иногда сталкиваемся и с агрессией, но в таком случае мы туда просто больше не ходим. Один раз на нас накричала продавщица, тогда мой брат сказал: что вы кипятитесь, вы примат, он примат – ну, какая разница? Но она как-то очень сильно обиделась».
Ваня с удовольствием общается со всей домашней живностью, но только ему позволено питаться с хозяйкой за одним столом. Недавно Иван научился самостоятельно есть хлопья с молоком. Повадки хозяев он отчаянно повторяет – не умеет читать, но листает книги. Делает вид, что погружён в литературу. Зимой на ледяных горках катается вместе с детьми – и даже строго соблюдает очерёдность.
«На улице к нам постоянно подходят, спрашивают,можно ли сфотографироваться, сколько стоит, – рассказывает Светлана Акишина. – Особенно где-нибудь на море, в отпуске. Мы категорически отказываем: у нас животные не работают. Они – для души».
Необычный питомец не только приковывает к себе внимание, но и становится поводом для упражнений в любительской психологии. «Мне приходится постоянно выслушивать замечания о нерастраченном материнском инстинкте, – рассказывает Светлана Акишина. – Вы бы лучше ребёнка завели, чем макаке памперсы менять, говорят. А я отвечаю: у меня уже есть двое детей, я не хочу третьего, я хочу – обезьяну. И это вовсе не значит, что я не люблю людей. Но многих – не переубедишь. Они уже все выводы сделали».
В квартире Акишиных все животные живут на удивление дружно: енот-носуха использует скунса Буша как подушку, а собаки вместе с макакой играют на одном диване. Поводов для разлада практически нет – правда, иногда Ваня начинает ревновать хозяек, причём не только к другим любимцам, но и к гостям.
Макака Иван везде сопровождает хозяек: во-первых, сложно найти добровольца, чтобы с ним посидеть, во-вторых, он и сам ни с кем не останется. В отпуск семья Акишиных ездит только с маленьким зверинцем. Одно время, когда маме нужно было уйти по делам, Настя брала Ваню с собой на работу, в офис.
«За обезьяной нужен постоянный контроль: когда я иду по улице, приходится вращать глазами на все 360 градусов, чтобы Ваня никуда не побежал, ни на кого не прыгнул, не напугал. Макаки ведь очень импульсивные, – замечает Настя. – Но и запирать в клетке животное с таким интеллектом – просто преступление. У нас ведь как – купят, запрут и достают только, чтобы друзьям показать. Ни о каком развитии тут не может быть и речи». Её мама называет таких владельцев жертвами «дурацкой хочухи». Говорит, всегда предлагает желающим пожить у неё хотя бы сутки. Большинству захочется сбежать.
«Сейчас готовится новый закон об ответственном отношении к животным, в нём, в общем, много разумного, – рассказывает Анастасия. – Правда, непонятно, как он будет действовать в отношении наших питомцев – не наденешь же на макаку намордник. Не радует и перспектива прописать количество квадратных метров на одно животное. Вот что нам делать: выгонять кого-то?».
История третья – сова Сыча
Описывая характер своего питомца, художница-анималист Алина Митрикова говорит: кошка, только с крыльями. Домовой сыч с бесхитростным именем Сыча радостно урчит, когда её гладят и чешут, сидит у постели хозяйки, когда та болеет, и старательно оберегает порядок в доме. Кухня – её территория, сюда даже домочадцы заходят с осторожностью. Гостей Сыча встречает строгим взглядом с холодильника.
Алина всегда любила птиц: заводила попугаев, певчих, сорок. Сова была несбыточной мечтой, но в прошлом году муж решил её исполнить – к 8 марта в доме появился двухнедельный сыч. Он выведен в неволе: птенца брали в подмосковном питомнике. Птица достаточно быстро освоилась в доме, а вот членам семьи пришлось сильно постараться, чтобы под нее подстроиться. Учились ходить, не отрывая ног от пола, так как Сыча любила гулять «пешком», а ноги воспринимала как партнёра для игр, могла запросто прошмыгнуть под пятку. Лезла под одеяло, пыталась устроиться спать на подушке. Таскала всё, что плохо лежит, рвала бумаги – чеки, счета, документы.
«Сов, кроме самых маленьких видов, нельзя содержать в клетке. Там они моментально оббивают перо, разбивают мягкое место над клювом. Нужен или просторный, в несколько метров, вольер, или «вольный выпас» в одной из комнат, – рассказывает Алина. – Наша Сыча живёт на кухне: а значит, нельзя оставлять открытым окно, оставлять без присмотра кастрюли с кипятком или включённый газ – она его тоже как игрушку воспринимает. Сову не приучишь к туалету, поэтому каждый день я делаю влажную уборку».
Сыча может урчать, а может тявкать, как щенок. «Соседи думают, что у меня собака живёт, говорят, почему не выгуливаете, на пелёнки ходит? Я говорю: ну да. Стараюсь не афишировать, люди по-разному относятся. Друзья-то у меня – все птичники, а вот воспитатель в детском саду у дочери очень удивлялся». Ещё одна сложность в содержании совы – рацион. Хищным птицам нужна еда, максимально похожая на то, чем они питаются в природе. Алина покупает замороженных насекомых, тушки мышей, суточных цыплят, перепелов. Питание фабричным мясом может просто-напросто погубить птицу: для их пищеварительной системы эта еда – абсолютно не подходящая, к тому же совы чувствительны к любым искусственным добавкам и консервантам.
Алина – модератор одного из форумов, посвящённых содержанию птиц, ей постоянно приходят сообщения от людей, которые нашли сову и решили оставить её в качестве домашнего животного. «Меня очень пугает мода на сов – и это не только из-за книг про Гарри Поттера, – считает Алина. – Люди делают татуировки, принты на одежде, в соцсетях есть целые группы, где выкладывают фото и видео умильных сычиков, сплюшек, сипух. В итоге люди приносят их домой, не разобравшись, смогут ли за ней ухаживать. Пишут мне, что делать, я рассказываю, эйфория проходит. Потом всем форумом ищем этой сове нового хозяина».
Весной начинается сезон «пристройств». Люди находят «несчастных совят» в парках, в лесу. Считают, что забрав, спасают птицу от беды, а на самом деле уносят её от семьи, лишая возможности полноценно жить на воле. Опытные птичники советуют немедленно вернуть совёнка в то те же место, откуда взяли (посадить в кусты, на дерево). Как правило, в ближайшие день – два его семья будет находиться неподалёку. Но вместо этого некоторые решают продать животное.
«Посмотрите на сайты объявлений, там предлагают, например, ушастую сову. Пишут, что из питомника – но их не разводят в неволе. Можно только найти или поймать, что вообще незаконно, – рассказывает Алина. – При этом за птицу, чаще всего уже больную от плохого ухода, просят несколько тысяч рублей».
Медицинская помощь – проблема для любого птичника. В ветеринарных вузах акцент делают, в основном, на сельское хозяйство, где заболевших кур, индюшек, гусей обычно не лечат, сразу – на убой. Попугаи, совы, врановые – у всех свои особенности здоровья, но специалистов по их лечению единицы. «В Москве всё, в общем, неплохо, а вот в регионах порой даже анализы не могут сделать. И ещё там большая проблема с кормами. У меня подруга в Питере не может купить замороженных мышей. Разводит самостоятельно».
О покупке сычихи Алина до сих пор не жалеет – в умелых руках такая птица доставляет радость и удовольствие. Но перестроить свой дом под жизнь птицы готов не каждый. С покалеченными, травмированными, больными совами художница имеет дело постоянно. Говорит, всего этого можно было бы избежать, если бы хозяева сразу узнавали, что от них требуется.
Содержание животных – новые правила
Закон об ответственном обращении с животными в первом чтении был принят депутатами Госдумы, однако сейчас его дальнейшее рассмотрение отложено. В регионах идут общественные слушания о пунктах, которые необходимо внести в текст закона. Так выглядят некоторые положения первоначальной редакции:
1. Владельцы животных обязаны обеспечивать животным условия, соответствующие биологическим и индивидуальным особенностям животного, удовлетворять их потребности в полнорационном корме, учитывающим все питательные потребности животного, а также воде, сне, движении, естественной активности.
2. Проведение культурно-зрелищных мероприятий с использованием животных допускается только при наличии разрешения на право организации и проведения этого мероприятия, в порядке, установленном уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
3. Места содержания животных должны быть оснащены и оборудованы с учётом обеспечения необходимого животным пространства, температурно-влажностного режима, освещённости, вентиляции, защиты от вредных внешних воздействий, возможности контакта животных с естественной средой; условий, препятствующих самостоятельному выходу животного из мест его содержания.
4. В случае отказа от права собственности или иного вещного права на животное, владелец животного обязан найти животному нового владельца или передать его в приют, имеющий условия для содержания животных, соответствующий требованиям настоящего Федерального закона.
5. Также устанавливается перечень домашних животных (компаньонов). Содержать в домашних условиях животных, не включённых в данный перечень, запрещается.