Впрочем, накануне очередного сезона компромисс нашёлся: в этом году столица планирует перейти на безвредный минеральный реагент бишофит.
Растворённые проклятия
…Зима. На дороге - автобус, на тротуаре - вы, а между ним и вами - жидкая каша химикатов и снега, не позволяющая шагнуть на ступеньку. Сколько раз такое случалось? И сколько раз вы обречённо окунали новенький сапог в самую гущу, зажмурив глаза от страха никогда больше его не надеть.
На дороге - автомобиль. Вы - за рулём. Жмёте на тормоз, а машина продолжает катиться с горки. Хорошо, если впереди нет автомобилей… А если вы всё-таки «догнали» впереди идущее авто, то приехавший сотрудник ДПС сочувственно скажет: «Да эта каша на дороге, как масло. Тормоза срабатывают, а машина скользит».
Вы шлёте коммунальщикам свои проклятия, но они, возносясь вверх, падают затем в эти вязкие лужи, где и растворяются в реагентах…
Перебрали в разы
Два последних года Москва пользовалась услугами Уральского завода противогололёдных материалов. И на протяжении всего этого времени мэрию забрасывали коробками с испорченной обувью, улицы наводняли едкие белые лужи, а ветеринарные клиники - напуганные собаководы с искалеченными питомцами. Животные - и бродячие, и домашние - обжигали реагентами лапы, а зализывая раны - ещё и внутренние органы. Пешеходы мечтали о личном транспорте. Те же, у кого он наличествовал, - о шинах, не поддающихся химическому воздействию. Днища авто покрывались коррозией, как дороги - льдом.
При низких температурах уральский реагент плохосправлялся со своими плавильными функциями, а при всех остальных требовал огромных расходов (до 200 граммов на квадратный метр вместо привычных 40-50). В итоге экологи заговорили об экстремальной засолённости почв. По информации заведующего кафедрой агроинформатики факультета почвоведения МГУ Дмитрия ХОМЯКОВА, всего за два года солевая нагрузка на город выросла в 2,7 раза - со 148 тыс. тонн солей, разрешённых в 2010 году, до 420 тыс. тонн, допустимых сегодня. Подобные дозировки, объясняет учёный, могут привести к деградации почв и зелёных насаждений. Ещё пара лет использования уральского реагента - и с деревьями вдоль магистралей точно пришлось бы распрощаться.
Терапевтический эффект
Как уточнил глава столичного Департамента ЖКХ Андрей Цыбин, для начала планируется закупить 116 тыс. тонн нового средства, которое в данный момент проходит необходимые государственные экспертизы в качестве реагента. Это средство - бишофит, который более 20 лет был широко известен как медицинский препарат и сейчас без рецепта продаётся практически в любой аптеке.
Если растворить его, получим тонизирующую ванну. Если намазать на больное колено - облегчение. А всыпав в суп вместо соли - деликатес. В таком виде этот минерал употребляют японцы, которые, кстати, в среднем живут почти до 83 лет. Бишофитотерапия включена в списки процедур многих санаториев - российских и стран СНГ. Она применяется при лечении и профилактике кожных патологий, болезней сердца, опорно-двигательного аппарата, центральной и периферической нервной системы.
Первыми целебные свойства вещества обнаружили рабочие буровых скважин Поволжья. Чтобы добыть бишофит, который в сухом виде залегает глубоко под землёй, его сначала растворяют в артезианской воде. Полученный рассол перекачивается наверх. А потом уже, выпаривая воду, снова получают сухое вещество. Так вот рабочие, которые мыли руки рассолом, все как один переставали жаловаться на боли в суставах.
В 1987 году Минздрав СССР официально разрешил использовать минерал в медицинских целях. С тех пор он и не покидает аптечных полок. А уже в недалёком будущем будет помогать бороться с гололёдом на московских улицах.