Много лет назад Мария Болотова из Приморья дала себе слово объехать всю страну. И слово своё сдержала, пусть и понадобилось для этого 45 лет ожидания, подержанная машина и 100 тысяч рублей.
Ей сейчас под 70, а она планирует своё второе автопутешествие. Свою первую поездку она совершила из Владивостока в Ярославскую область.
Мечта молодости
Прибыв много лет назад с маленьким сыном в Дальнереченск к мужу, куда его занесла нелёгкая судьба военного, она понимала, что это граница, рядом Китай. И как жена офицера готовилась к трудностям. Но её романтическая душа уже тогда грезила путешествиями. Мария мечтала о том, как, воспитав детей, выйдет на пенсию и пешком пройдёт тот путь, который в молодости проехала через всю Россию поездом. И пройдёт до самого отчего дома, в Ярославскую область.
Шли годы, семья Болотовых приросла ещё и дочерью, дни мелькали, как страницы книги. И вот уже похоронила мужа, дети выросли и разлетелись, ей уже много лет, а мечта ещё не исполнена...
- А как исполнить? - не раз спрашивала себя Мария и уже заранее пыталась себя оправдать за желание увильнуть. - Но не тот у меня характер!.. Это уже была бы не я, если бы струсила.
Она поняла, что пешком ей уже не дойти, как мечталось в молодости. Ей, хорошему и известному в Дальнереченске бухгалтеру, пришлось прикидывать, как выполнить задуманное. Расчёты закончились покупкой небольшого автомобильчика японского производства, который на 100 километров только 5 литров «кушает». Этакое ведро с гайками. Зато бензина на путь туда и обратно оно «съело» всего на 30 тысяч! Мария положила на карточку эту сумму, купила навигатор, видеокамеру и ноутбук, взяла ещё 40 тысяч рублей наличными и решила стартовать из Владивостока.
- Захотелось на своём «понике» - так я ласково его зову - «отчалить» именно с Морского вокзала, из самого сердца Владивостока, - вспоминает Мария. - Одного просила у детей - меня не провожать.
Как тут не скажешь - характер!
- Ехала настороженно - автоперегонщики неслись и обгоняли, как космические организмы, - вспоминает наша героиня. - От встречных машин шарахаешься, попутных боишься, обогнать или плестись - вот извечный мой дорожный вопрос с начала пути. Там, где не было населённых пунктов, в голове рисовались картины одна страшнее другой: машина сломалась или кончился бензин, нет заправки на сотни километров... Или ещё что похуже. Оттого на педаль газа жала всё сильнее, как будто убегала от неприятностей. Под Биробиджаном увидела поля, засаженные соей, и так радостно на душе от этого стало! Значит, есть люди, которые делают своё простое дело: сеют и пашут, не ждут манны небесной. Не надо думать, что все тебе в этой стране должны и обязаны. Ты и сам должен что-то делать.
Красота Родины
Добравшись до Байкала, Мария вспомнила, каким видела озеро, когда ехала на поезде на Дальний Восток. Тогда это замечательное и уникальное озеро показалось ей грозным и хмурым, а сейчас предстало тихим и спокойным. Красота и ощущение его силы наполнили душу спокойствием. Всё будет хорошо! Пусть и дорог кое-где вообще нет...
- Дорога на Красноярск - «полный отпад». В смысле - ничего хорошего, её почти нет. Потрясающей была лишь природа вокруг. Тайга непроходимая, и вдруг среди неё - бац! - рыночек миниатюрный. И там цыгане торгуют сотовыми телефонами. Откуда в тайге они взялись-то? Чудеса цивилизации... Тут картошечки с грибками да огурчиками ждёшь, медок да вареньице из таёжных ягод подошло бы, а тебе - цыгане и телефоны мобильные…
В Кемеровской области тоже кругом поля засеяны, а в некоторых местах уже жали. Радостно, что люди и тут сеют и пашут.
- Дорога к Омску навеяла грусть. Что же так не любим мы свой русский язык? Нет, я совсем не против иностранных слов. Но хочется, чтобы перестали изгаляться над своим прекрасным и могучим. Мотель, маркет, сити-менеджер, паркинг - зачем так-то? Мы русские, и язык у нас свой.
Зато гаишники, которые встречались на пути, - самые лучшие. Да-да - понапрасну Мария такого не скажет. Особенно запомнился один недалеко от Уфы: он ей и навигатор исправил, и под капот машины заглянул - вдруг что не так.
В Башкортостане и Татарстане много нефтяных кранов. И, видимо, не зря качают: такие зажиточные дома попадаются - прямо картинки! В тех краях люди лучше всех в стране живут, уверена Мария. И почему бы им дороги свои не поправить, раз деньги есть? А то прямо жуть на трассах: перегнать кого - страх божий, фуры навстречу идут стеной, страшно вылететь. Побыстрее поехать себе дороже. Приспосабливаться приходится и всё думать: уже поесть хочется, когда же просвет будет?! Неужели нельзя расширить?
В 100 километрах от Владимира Мария сбилась с пути:
- Вконец умаявшись, попросила таксиста вывести из города. Вывел, как Сусанин, за 150 рублей на Ярославскую трассу. Многие, по его рассказам, плутают в этих местах.
«Добра в нас больше»
По-разному было в дальней к отчему дому дороге: и ремонт «коробчонки», и давление подкосило однажды, и чуть не слетела с дороги - задремала… Ехала вот так одиноко пенсионерка по стране, и о многом ей думалось: зачем поехала, зачем детям своим принесла столько переживаний, зачем мечтала об этом путешествии. А ещё - как живёт страна, что сеют люди, чем живут, дышат, как зарабатывают...
- Я и страдала, и радовалась за страну. Чуть не плакала, когда видела, как бедно живут некоторые, как по дорогам побираются. Удивлялась, когда мне незнакомые люди помогали - то колеса подкачать, то путь показать. Доброты всё же в нас больше. Смотришь - такой бугай на тебя из фуры смотрит, а он лишь спросить хочет: «Не помочь, мамуля?..»
За окном малолитражки менялись посёлки и города, но неизменной оставалась лишь дорога. Как много ног и колёс оставляют на ней свой след... И как мало среди тех, кто едет по ней, людей в возрасте, которые просто путешествуют.
Доехав до своего родного дома в Рыбинске, что в Ярославской области, и преодолев около 9 тысяч километров, Мария не ощутила особой радости и удовлетворения - так устала. Повидала родных, сходила на могилку мамы, поела яблок из родного сада, сбегала на речку, зашла в покосившийся отчий домишко…
Погостила недолго - и домой тем же путём. Ехала назад уже по знакомым местам. За всю дорогу машина Марию не подвела, они сроднились. Как настоящее тягловое животное, автомобиль переносил с ней все тяготы и лишения. Вместе они пробежали 17,7 тысячи километров.
Родина наша любит, чтобы мы трудности преодолевали, но таким воодушевлением вознаграждает, таких сил даёт, что Мария будто новым человеком себя почувствовала, когда вернулась домой.
- Выезжая в свой первый путь, рассовала по всем карманам записки о себе на случай, если что случилось бы со мной, - глядя мне в глаза, рассказывает Мария, - детям бы сообщили. К счастью, не пригодились.
И отчётливо понимает, что исполнить сейчас то, что она задумала во времена своей молодости, - это милость Божия. Эта милость Божия не оставляла её ни на минуту, и она живой и невредимой вернулась домой. А встречали её дети так, будто она из космоса вернулась!
Но, раз оторвавшись, невозможно усидеть на месте. Отдохнув этим летом, она вновь планирует рвануть в автопутешествие. Одна. Её ждут новые дороги и впечатления. И в глазах у неё уже не ужас, а жажда приключений, радость в ожидании будущих встреч.
- Все мне говорили - возраст, возраст... Значит, у немцев, американцев в 70 лет жизнь только начинается, они по миру путешествуют, а мы платочек повяжем - и всё, закрылись в избах? Нет! Молодая ещё, страну хочу повидать. И всем советую!