Недавно в передаче, посвящённой кадетам и их трагической судьбе после революции 1917 года, услышал песню на очень знакомую мелодию. Казалось, она была посвящена большевикам. Помните?
«Смело мы в бой пойдём
За власть Советов
И как один умрём
В борьбе за это…»
Однако оказалось, что песня родилась не в 1917 году, а в дни патриотического подъёма в начале войны 1914 года. Её распевали молодые кадеты, рвавшиеся добровольцами на фронт. И звучала она по-другому:
«Смело мы в бой пойдём
За Русь святую
И как один прольём
Кровь молодую».
Эту песню, повзрослев и пройдя мучительный путь скитаний по Европе, кадеты пели и в эмиграции, надеясь на то, что большевистская зараза - это ненадолго и что они ещё смогут послужить России. Уже в зрелые годы во время Второй мировой войны многие из бывших кадетов вошли во французское Сопротивление.
Забытая правда
Правда о жизни русских кадетов в изгнании стала проникать в СССР лишь в конце 80-х, когда были ослаблены цензурные ограничения. До этого в течение многих десятилетий советская пропаганда рисовала эмигрантов предателями, «белогвардейским отребьем».
Целью такой идеологической политики было отгородить «советского человека» от прошлого собственной страны.
Настойчиво внушалась мысль о том, что настоящая история начинается с 1917 года, а лучшим учебником истории является «Краткий курс истории ВКП(б)», написанный «под идейным руководством тов. Сталина». А всё, что было до этого, - эпоха лаптей, угнетения, поповщины и кровавого царизма. Великие реформы Александра II замалчивались.
Имена реформаторов шельмовались. Искажался и период бурной модернизации России в 1900-1913 гг., когда она быстрыми темпами догоняла развитые страны Европы.
Сегодня самые одиозные и фальшивые оценки дореволюционной истории пересмотрены. Однако многие стереотипы живы. Например, забыты подвиги русских солдат Первой мировой войны. А ведь именно эту войну изначально называли Великой Отечественной. Советские, а по инерции и нынешние политики и идеологи особо выделяют подвиги Советской армии. Но ведь и в войне 1914 года были свои подвиги. И совершали их русские солдаты и офицеры. Память о них стёрта советской пропагандой. Сама война с подачи Ленина была объявлена несправедливой, «империалистической». А ведь именно эта трактовка послужила большевикам поводом для преступного разложения русской армии, для превращения солдат в авангард губительной революции.
Даже сегодня, когда Россия выходит из беспамятства, в стране огромное число мемориалов героев войны 1941-1945 гг. и почти нет памятников воинам Первой Отечественной. Нам всё ещё дороже мифический Мальчиш-Кибальчиш или фольклорная Анка-пулемётчица, чем герои и мученики Белого движения, предательски загубленные в Крыму по приказу «пламенных революционеров» Белы Куна и Землячки.
В глубину истории
Восстанавливая нарушенную связь времён, мы говорим, что нынешняя Россия является преемницей СССР. Но почему-то до сих пор стесняемся сказать, что мы - преемники всей российской истории. Мы продолжаем эксплуатировать революционную романтику Октябрьского переворота, хотя сегодня уже очевидно, что он оторвал нас от Западной Европы, поставил в изоляцию от всего мира и предопределил нынешнее цивилизационное отставание, которое, по ряду оценок, составляет 50-70 лет.
Нынешнее поколение политиков ищет точку нравственной опоры в победе 1945 г., а внешнеполитические аргументы - в Ялтинских соглашениях. Отсюда повышенное, фанфарно-пропагандистское внимание к празднику 9 Мая. Хотя, по гуманитарному счёту (с учётом 27 млн погибших), эта дата - скорее повод для поминовения и скорби. Именно так окончание войны воспринимается в Западной Европе. Но в новой России цена человеческой жизни всё ещё слишком мала. Мы до сих пор предпочитаем бравурное «Мы за ценой не постоим», а не скорбную песню на слова М. Исаковского «Враги сожгли родную хату», подводящую трагический для народа итог войны:
«Хмелел солдат,
слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт».
Песня «Враги сожгли родную хату» была впервые исполнена в 1946 году и тут же запрещена. Она и в самом деле никак не соответствовала мифическому характеру советской истории.
* * *
Мы хорошо усвоили ответ на упрощённо-хрестоматийный вопрос: «С чего начинается Родина?» С удовольствием поём о берёзках, ручьях, верных товарищах, вспоминаем картинки из букваря. Но по-прежнему затрудняемся ответить, когда начинается Россия. Редко вспоминаем о крещении Руси. А ведь именно христианство стало основой российской цивилизации, нитью, связывающей нас с христианской Европой.
Расчистка советских исторических мифов идёт крайне медленно. История всё ещё захламлена фальшивыми датами, надуманными праздниками, именами фанатиков, политических проходимцев, а то и преступников. Потребовалось 20 с лишним лет, чтобы понять, что история начинается не с октября 1917-го и не с мая 1945 года, что она определяется не датами партийных съездов, не рождением народных фронтов и днями рождения «лидеров нации». Время по-своему неумолимо. Рано или поздно оно снимает искусственный лакокрасочный слой и с истории, и, конечно же, с людей.
Только копать нужно быстрее и глубже.