Воюют историки, публицисты, депутаты. К битве героев и антигероев подключаются государственные деятели, население и даже Церковь.
Мы наблюдаем настоящий бунт истории. Революцию 1917 г., ещё недавно считавшуюся Великой, стали именовать переворотом, гражданскую войну - национальной трагедией, вождей революции, призывавших «превратить мировую войну в гражданскую», - предателями национальных интересов. «Простой советский человек», недавно бывший центральным персонажем большинства наших фильмов, романов и песен, сошёл со сцены.
В культурном сообществе растерянность: российскому кино и театру не хватает современных героев. Одни опорочены потоком архивных и исторических разоблачений, новые не родились. Никто не знает, кого объявят героями через 10-20 лет. Оценки постоянно меняются. Разнятся трактовки Ивана Грозного - одни видят в нём злодея с картины Репина «Иван Грозный убивает своего сына», другие - объединителя русских земель и борца с боярским своеволием.
Голова кругом…
Самые острые баталии ведутся вокруг имени Сталина. Одни превозносят его как «эффективного менеджера» и политика, бросившего вызов гегемонии США. Другие напоминают о том, что ради державного величия Сталин загубил миллионы своих соотечественников, миллионы людей обрёк на условия труда, которые (особенно в сельском хозяйстве) мало чем отличались от условий крепостного права.
В период «оттепели» и в перестроечные годы весьма популярной была песня «Тов. Сталин, вы большой учёный».
Написанная Ю. Алешковским в 1959 г., она впервые была опубликована в 1977 г. эмигрантским парижским издательством «Имка-пресс». Сегодня «великим учёным» Сталина никто не называет и «Марксизм и вопросы языкознания» (работа Иосифа Сталина, основная часть которой была опубликована впервые 20 июня 1950 г. в «Правде») никто не цитирует. С полным собранием его сочинений в 18 томах в библиотеках не знают, что делать. Команды «выбросить» нет. Да и выбрасывать страшновато - а вдруг последует указание вернуть Иосифа Виссарионовича в историю со знаком «плюс»? Повод есть: по свидетельству социологов, образ «великого вождя» среди населения набирает популярность. Ну просто голова кругом идёт...
Кровавые страстотерпцы
В связи с предстоящим выходом на экраны фильма «Матильда» обострились споры об исторической роли последнего русского царя Николая II. В защиту бывшего монарха, объявленного Русской православной церковью страстотерпцем, устраиваются молитвенные стояния, о нём спорят в Государственной думе. В трактовке поклонников Николай II предстаёт неким моральным авторитетом, которому следует поклоняться, а монархия - образцом политического устройства России. А ведь сравнительно недавно за расстрел мирной рабочей демонстрации историки именовали царя Николаем Кровавым.
Переосмысливается и роль ряда полководцев, которые несколько десятилетий назад однозначно воспринимались как герои. Например, Будённый, Ворошилов, Фрунзе, Тухачевский. Многим ещё памятны песни о Ворошилове, Будённом.
за СССР.
А между тем некогда засекреченные архивы свидетельствуют о том, что подписи этих легендарных полководцев стоят под многими расстрельными списками времён сталинских репрессий. Что касается маршала Тухачевского, то его имя сегодня неразрывно связано с жесточайшим подавлением тамбовского крестьянского восстания 1920-1921 гг. Было уничтожено более 100 тыс. крестьян. Впервые была применена система заложников, а против восставших, требовавших установления «настоящей советской власти», применяли отравляющие вещества.
Активным участником подавления тамбовского восстания был ещё один некогда хрестоматийный герой - Г. Котовский. До революции - уголовник, бандит, дезертир, в ходе Гражданской войны он сблизился с М. Фрунзе и даже получил от него свой первый орден Красного Знамени. Котовскому прочили блестящую карьеру. Но в 1925 г. он был убит на собственной даче бывшим друганом - бандитом по кличке Майорчик. Советская власть устроила Котовскому торжественные похороны, его тело было забальзамировано и помещено в мавзолей. Мавзолей был разрушен во время немецкой оккупации Украины. А между тем один из городов Тамбовской области, где он подавлял крестьянское восстание, до сих пор носит его имя. Туда «бунт истории» ещё не дошёл.
* * *
Полемика вокруг героев и антигероев охватывает всё новые и новые периоды нашей истории. Спорят о князе Владимире, о Курбском, о Петре и Павле I. Бодаются по поводу роли Троцкого и Керенского, бакинских комиссаров, панфиловцев. Разгораются споры вокруг достижений и провалов эпохи Горбачёва и Ельцина.
Переоценочное движение многовекторно и крайне противоречиво: одним хочется полной зачистки русской истории от остатков марксизма и коммунизма (подобное сегодня происходит на Украине), другие выступают за «косметический ремонт» и требуют (ради патриотического воспитания молодёжи) вернуть в учебники свергнутых героев.
Причины столь острой борьбы (в сущности, идеологической) в целом понятны. В течение почти всего периода советской власти нашей историей занимались не учёные, а политики. Были нарисованы сонмища мнимых героев и подвигов. Историческая правда была закрыта в архивах, изъята из библиотек, вычеркнута из школьных учебников, фактически из памяти нескольких поколений. После краха коммунистической идеологии и демонтажа пропагандистской системы выявилось, что «молиться» не на кого, не о ком слагать песни. Возник вакуум идей, героев, веры. Но, чтобы строить мосты в будущее, нужны опоры. Стройка пока не началась…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции