403

Сергей Алексеев: «Женитьба на Красную горку – это как дар Божий». Лекция «АиФ»

У кого и когда появился праздник Красная горка?

Красная горка — русское народное название христианского праздника Антипасха (Фомино воскресенье), первого воскресенья после Пасхи. Особое празднование Антипасхи известно в Церкви с конца IV века. На Руси праздник принял народный характер, вобрав многие старинные, в том числе дохристианские обычаи. Ведь именно Фомино воскресенье было первым днем после Великого поста и Светлой недели, когда разрешалось венчание.

Что символизирует праздник?

Церковный праздник установлен в память явления Христа после Воскресения апостолу Фоме. Фоме, не поверившему в телесное воскресение Учителя со слов других апостолов, Христос явился на седьмой день и позволил вложить руки в свои раны. Это событие напоминает христианам, что смысл воплощения Бога — в обновлении и утверждении всей человеческой природы, включая и смертную плоть, в подлинном сродстве Бога с людьми по человечеству. Подлинное воскресение Христа — залог подлинного воскресения всех людей. Восточные славяне восприняли Антипасху как праздник обновления природы в целом. Красная горка вобрала в себя древние обычаи, связанные с радостной встречей весны, заключением браков, принятием молодежи во взрослую жизнь.

В каких странах и как отмечается праздник?

Как церковный праздник Антипасха отмечается во всем христианском мире. У католиков это так называемое Белое воскресение, день миропомазания и первого причастия детей, а в последние годы еще и праздник Божественного милосердия. Кое-где он тоже вбирает народные обычаи. У немцев, например, в старину в этот день девушки впервые одевали белые платья. Однако наиболее радостные и массовые празднования Антипасхи были характерны именно для славянских народов — как православных (русские, сербы), так и католиков (поляки, хорваты). Все они отмечали Фомино воскресенье, помимо церковных ритуалов, общим весельем, танцами и хороводами, гуляниями и играми молодежи. У болгар же похожие обряды совершаются на следующий день, в Фомин понедельник.

Как праздник праздновался в дореволюционной России?

Празднование Антипасхи открывала и открывает торжественная церковная служба, созданная в Византии в V-VIII вв., воспевающая милосердие Божие и возрождение падшей человеческой природы. Следом совершались — после долгого перерыва — первые послепасхальные венчания. После же этого начиналась «народная» часть празднования. Часто, впрочем, она заводилась еще за день до того, когда мужчины села с многочисленными ритуалами, пением и благопожеланиями поздравляли прошлогодних молодоженов. После же венчания новых пар приходила их очередь праздновать — и несколько свадеб сливалось в общее торжество . Молодежь водила хороводы, качалась на качелях, устраивала разнообразные игры и представления. Собирались обычно на пригорках и всхолмьях, с чем связано название праздника («Красная» — украшенная, красивая).

Почему свадьба на Красную Горку считалась хорошей приметой

На Красную Горку справлялись первые весенние свадьбы, а значит и вообще первые свадьбы в новом году. Поженившиеся первыми, естественно, воспринимались как счастливцы. Кроме того, следует помнить, что дети, зачатые после Красной Горки, вполне могли появиться на свет в рождественско-крещенские дни, — что тоже воспринималось в народе как Божий дар.

Алексеев Сергей Викторович, Доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории Московского гуманитарного университета

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество