Минувшим днем начальник департамента пассажирских сообщений компании РЖД Геннадий Верховых по итогам слушаний в Общественной палате сообщил журналистам о нововведениях, которые в скором времени могут охватить его ведомство. Речь идет об увеличении цен на билеты в подмосковных электричках и повышении штрафов за бесплатный проезд.
По словам чиновника, предполагается, что в 2011 году стоимость проезда в электричках в Московской области будет увеличена в полтора раза - до 25 рублей за зону. Сейчас же, напомним, в Подмосковье тариф на проезд в пригородных поездах составляет 16,5 рублей за зону.
Кроме того, железнодорожники предлагают увеличить и сумму штрафа за безбилетный проезд в электричках. Предполагается, что он должен составлять 2-3 тысяч рублей, чтобы таким образом соответствовать общеевропейскому уровню. Как отметил чиновник, в Старом свете цифры штрафа колеблются от 60 евро и выше. Столько, например, берут с «зайцев» в Германии и Швейцарии, во Франции же безбилетных пассажиров штрафуют на 80 евро.
Господин Верховых также напомнил, что ныне сумма штрафа, установленная Кодексом об административных правонарушениях, составляет всего 100 рублей. А для того, чтобы его выписать, необходимо пройти особую процедуру. Кроме того, низкий размер штрафов, поступающих в бюджет, по его словам, превращает их в чисто символические платежи. К тому же, нет и четкой системы взыскания этих сумм. «Полномочиями по взысканию штрафов был наделен «Ространснадзор», а практически эта функция ни за кем не закреплена», - пояснил он. Подтверждением несовершенства механизма штрафов, по его словам, служит огромное число безбилетников.
Представитель РЖД также посетовал, что безбилетный проезд наносит существенный ущерб пригородным перевозкам, из-за которых ведомство несет колоссальные убытки (до 33 миллиардов рублей в год!).
В связи с этим безбилетный проезд в пригородных электричках является одной из главных проблем, стоящих перед железнодорожниками, - данный сегмент перевозок, по их данным, является убыточным. Как сообщил Верховых, железнодорожники уже обращались с предложением об увеличении суммы штрафов в Госдуму и встретили там поддержку и понимание, а также изучили международный опыт пригородного сообщения.
Впрочем, говорить о каких-то возможных сроках начала действия увеличенных штрафов глава департамента затруднился. «Мы сейчас ищем поддержки в Минтрансе, но пока ее не находим. Там бытует мнение, что это не дело государства, а взаимоотношения перевозчика и пассажира, хотя мы видим уже, что это какое-то бедствие», - заявил он.
Отметим, что вопрос об ответственности безбилетных пассажиров неоднократно поднимал и глава компании Владимир Якунин. По его словам, чтобы эффективней бороться с зайцами, необходимо не только повышать штрафы, но и пропагандировать идею, о том, что безбилетником быть неприлично.
Вместе с тем, следует обратить внимание, что говоря о введении евроштрафов для российских пассажиров, чиновники РЖД совершенно не учли существенную разницу в уровне доходов европейцев и жителей Москвы и области. Она, отметим, даже, несмотря на довольно высокий по общероссийским оценкам уровень, все же весьма сильно уступает среднеевропейскому. К тому же, РЖД по своему оснащению и сервису, который они предоставляют пассажирам, в разы уступают западным коллегам. Таким образом, заявляя о, безусловно, важной проблеме борьбы с безбилетным проездом, чиновники отрываются от российских реалий, противопоставляя себя большинству населения страны.
Следует напомнить, что предыдущее повышение стоимости проезда в электричках произошло 1 января текущего года. Тогда за проезд в одной зоне на территории московской области пассажиру требовалось заплатить 16,5 рублей и прибавить за пересечение границы с Москвой еще 26 рублей. В 2009 году одна зона проезда стоила 14 рублей вне зависимости от пересечения границы Москвы и Подмосковья.
Повышение стоимости проезда вызвало бурю негодования среди населения Подмосковья и Москвы. В связи с этим Генпрокуратура провела проверку, признав взимание платы за пересечение границы Москвы и области незаконным. Скандальное решение было отменено. Цена за одну зону составила 16,5 рублей.
Таким образом, очередное повышение цен за проезд может вновь вызвать волну народного недовольства и будет способствовать росту социальной напряженности. Властям же в преддверии парламентских выборов на конфликт и обострение противоречий идти не желательно. Так что не исключено, что заявление о повышении тарифов - это все-таки некий элемент торга с правительством за какие-то субсидии, а не реальное намерение. В частности, такую точку зрения выразил в интервью изданию GZT.ru председатель правления международной Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.
В целом же, если новые инициативы все-таки будут воплощены в жизнь, передвижение на электричках - весьма сомнительном с точки зрения комфорта транспорте - превратиться для миллионов жителей Москвы и Подмосковья в недоступную роскошь.
Впрочем, для того, чтобы избежать этого, требуется совсем немного. Уже сейчас звучат слова тех, кто предлагает разбить составы российских электричек на вагоны по классам, как это происходит во многих странах Европы и существовало во времена царской России. Тогда проблема будет решена. Те пассажиры, кто может позволить себе платить много, будут ездить 1-м классом, а остальные - классами пониже. Впрочем, не исключено, что это также может привести к расслоению общества. Однако проблема в нашем и без этого классовом обществе будет все же решена. Правда, вот только не известно, согласятся ли сами РЖД пойти на подобные меры. Захотят ли в ведомстве переоборудовать вагоны электричек, менять их расписание и прочее? Представляется, что чиновникам это покажется не слишком интересным.