В апреле забастовали машинисты пригородных поездов в Подмосковье, в начале июня в офис РЖД ворвались «лимоновцы», а через пару недель туда же приехал глава правительства Владимир Путин. Перед визитом он переназначил Владимира Якунина главой РЖД. 30 июня руководитель «Российских железных дорог» отметил 60-летний юбилей.
- Владимир Иванович, люди постепенно учатся отстаивать свои права - и в судах, и во время забастовок. Вот и на сайте РЖД сотрудники компании не боятся предъявлять претензии к руководству. Сообщения вы, я знаю, читаете, но выступаете против забастовки. По-вашему, пусть терпят молча?
- Закон запрещает забастовки на железнодорожном транспорте. Нравится или нет - его все обязаны выполнять. Да, у нас в стране ненормально занижена цена труда. Причём занижена не только для слесаря-сборщика, но и для министра. И для машиниста. А человеческий капитал сегодня - самый ценный. Беда заключается в том, что, если бы мы каждому дали ту зарплату, которую он хотел получить, но при этом не перестроили экономику, не научились зарабатывать деньги, мы бы страну, извините за грубость, прожрали в два года. Мы можем повышать жизненный уровень людей только за счёт соответствующего роста экономики. Наша компания зарабатывает деньги, но я должен на правительственном уровне утвердить бюджет и доказать, что именно такой фонд заработной платы необходим. При этом мне говорят: посмотри на пенсионеров, на медсестёр, на наших учителей - сколько они получают! На это я отвечаю: тот факт, что некоторые из них живут ниже прожиточного минимума, - это неправильная государственная политика. То, что индексацию зарплат железнодорожников утвердили, - это работа правления и моя работа. Но я не могу ответить положительно на письмо, которое пишет один молодой проводник. «Как же так, - возмущается он, - я зарабатываю 8 тыс. рублей, а мне необходимо 20. Пусть мне повысят зарплату». Возникает вопрос: ты молодой, почему работаешь проводником? Либо хочешь мир посмотреть, либо не способен получить образование. Проводник - это ответственная работа, очень важная. Но она стоит определённую сумму, как и любой труд. Вы знаете, сколько получали до недавних пор члены Академии наук? Я вам скажу - 20 тыс. рублей! Средняя зарплата машиниста - 32 тысячи. Так что всё познаётся в сравнении.
«Всё дело в цене на билет»
- Вы говорите о неправильной государственной политике. В чём ошибки?
- У нас произошло следующее. Приватизированы природные ресурсы и основные средства производства. Государство сохранило некоторые естественные монополии, что было совершенно необходимо, но при этом потеряло владение природными богатствами страны и не определило, как те, кто использует эти богатства, расплачиваются за это право с обществом. В результате помимо естественных монополий, таких как «Газпром» и РЖД, возникли частные монополии. Государство должно вырабатывать механизмы их регулирования. У нас же этот контроль пока находится в зачаточном состоянии. В результате владельцы природных ресурсов - угля, руды - являются и производителями конечного продукта из этих ресурсов.
Рынок разделён между тремя - пятью владельцами. Какая тут может быть конкуренция? И если государство не несёт ответственности по нормализации ценообразования в стране и не отвечает за тех граждан, которые нуждаются в социальной помощи, то тогда какова вообще задача государства? Мы должны осознать необходимость разумного вмешательства государства в рыночную систему. Практически во всех развитых странах объём госсредств, обращающихся в экономике, не опускается ниже 20 процентов. И никто там не кричит, что нарушаются правила рынка. Хотя рынок - это такая же идеальная модель, как социализм.
- Ну, вашей-то компании вроде грех жаловаться. Прибыль за прошлый год выросла в три раза. При таких доходах зачем повышать цены на билеты?
- Никого не удивляет, что наши коллеги из «Газпрома» имеют прибыль, во много раз превосходящую нашу. И при этом цены на газ повышаются. У нас рентабельность производства в прошлом году была 1,3%. Мы гордились этим, потому что за три года повысили её в три раза. Но с точки зрения рыночной экономики это просто унизительная рентабельность. Она означает, что не создаётся дополнительных ресурсов для развития компании. Как в известной байке про теорию относительности: два волоса - это много или мало? Так вот, на голове - мало, а в супе - много. Только четверть вагонов оборудована системой климат-контроля! Разве это можно в одночасье изменить? Нельзя. Нужны деньги. А прибыль в этом году будет меньше в два раза. Потому что таковы тарифные решения, которые приняло правительство, сдерживая рост цен.
Есть и обратная сторона медали. Там, где мы устанавливаем турникеты, количество пассажиров в пригородных поездах выросло в два с половиной раза. Пассажиров стало больше? Нет, просто заставили покупать билеты. Представляете, какой позор: половина людей не считает постыдным ехать без билета. Ментальность тоже надо менять. Нельзя ждать всего от государства.
«Задаваться не надо»
- Кстати, о ментальности. Подготовлен план по борьбе с коррупцией. Её можно победить? Ведь у нас не только чиновники, половина менеджеров частных компаний живёт откатами и считает это нормальным.
- Перспективы есть. Я уже говорил про заниженную стоимость труда. Она создаёт условия для коррупции. Для того чтобы с этим бороться, нужно создать систему мотивации чиновника. В советские времена он получал от власти квартиру, машину и держался за свою работу. Не хочу хвалить такие методы, но ведь их используют и крупнейшие корпорации. То же самое должно быть и на госслужбе. Но если уж поймают на взятке - камера. Кроме того, мы должны создать в обществе нетерпимое отношение к взяточникам и ворам. Всё это поможет стране переродиться.
- Вспомните песню «Машина времени», в которой спорят два пассажира. Первый уверен, что все мы машинисты, второй - пассажиры. Что вы скажете?
- Всю жизнь меня учили быть машинистом. Но чем старше становлюсь, тем больше осознаю, что ощущение абсолютной свободы отражает высокомерное пренебрежение человека тем фактом, что он - лишь часть природы. Человек не должен забываться.