Почему русские - вымирающая нация? Как сделать народ здоровым и счастливым? Ответы на эти вопросы знает известный врач, академик РАМН Влаиль Казначеев.
«AиФ»: - Влаиль Петрович, все помнят слова Ломоносова о том, что могущество России будет прирастать Сибирью. Но в последние годы Сибирь вымирает быстрее, чем Россия в целом, снижается благосостояние людей, продолжительность жизни. Выходит, ошибся Ломоносов?
Влаиль Казначеев: - Сибирь всегда была полигоном для решения общероссийских проблем. Здесь труднее выжить, больше стрессов, которые у России ещё впереди. Поэтому происходящее сегодня в Сибири завтра произойдёт в России. Живущие за Уралом люди - это усталая нация: смертность в полтора раза выше рождаемости, пенсионеров на четверть больше, чем молодёжи, каждый второй брак распадается в первый год, пятая часть всех браков стерильна, то есть не рождаются дети. Усталая нация больше болеет, не доживает в среднем 12 лет, люди меньше любят родину и друг друга.
Не умеем лечить?
«AиФ»: - Что произошло с народом, который во второй половине ХХ века ехал в Сибирь не за длинным рублём, а для реализации патриотических замыслов?
В. К.: - БАМ - это историческое явление. Также как заводы в Комсомольске-на-Амуре. Да, сюда ссылали. Но сюда и ехали в радостном стремлении построить новую жизнь. Я сам - участник и свидетель тех событий. А сегодня в Сибири лишь 20% молодых могут найти работу по специальности. Остальные вынуждены искать случайный заработок, уезжать на Запад или деградировать. Усталая нация не способна самостоятельно развивать доставшуюся ей территорию. Вот почему мы отдаём залежи полезных ископаемых иностранцам, которые привозят с собой иные традиции, религию, культуру.
«AиФ»: - Притом что у нас больше половины населения - с высшим образованием. А применить его для улучшения жизни не можем. Выходит, мы превратились в нацию образованных болтунов?
В. К.: - Это результат неправильного человекопользования. Главной ценностью государства должны быть здоровье, образование, духовность, творческое развитие народонаселения. У нас же государство самоценно: чиновников стало в 4-5 раз больше, чем при Сталине. Значит, человекопользование неэффективно. Отдав себя во власть валютного глобализма, народ разрушается, ведь транснациональным корпорациям нет дела до того региона, в котором они зарабатывают прибыль.
Народ, оказавшийся во власти валютного глобализма, закономерно болеет. А лечить его мы не умеем.
«AиФ»: - Но ведь у нас одна из сильнейших медицинских школ в мире, традиция земских врачей…
В. К.: - Поколениям первой половины прошлого века ещё была присуща традиция быть здоровыми: была массовая физкультура, полные дворы гонявших мяч мальчишек, почти все сдавали нормы ГТО, прыгали с парашютом… И всё это без денег. Стремление людей к наживе ведёт к искажениям здоровья. А что с ними делать, мы не знаем.
Наши великие врачи Боткин, Пирогов, Захарьин заложили российскую медицинскую мудрость: лечить человека, а не болезнь. Эта мудрость была воплощена в традицию факультетских клиник, в которых каждый врач приобретал объёмное видение человека, а не узкое знание только почек или только лёгких. В этом заключалось выгодное отличие нашей медицинской педагогики от западной.
Но в 1970-е гг. факультетские клиники, объединявшие разрозненные кафедры, ликвидировали, а кафедры перепрофилировали на отдельные болезни. Так был запущен центробежный процесс, и интегральную медицину перестроили на ремонтную. Современная система здравоохранения -именно ремонтная служба. Причём каждое следующее поколение требует гораздо более капитального ремонта.
Сегодня врачи не всегда понимают, что организм - это ландшафт, в котором за 70 лет жизни проживают около 12 тонн клеток, больше 30 тысяч видов микроорганизмов, составляющих около 3 тонн бактериально-вирусной массы. И мы должны быть с ней добрыми соседями. А если мы бьём её антибиотиками и химией, ландшафт проживания микроорганизмов терроризируется. И возникают проблемы внутренней экологии, которые мы не умеем решать.
Человек - живой!
В. К.: - Так решались проблемы в Сибирском отделении Академии медицинских наук (АМН) СССР в 1970-1990-е гг. Много лет мы стремились создать в нашем регионе Институт человека для поисков интегральных решений проблем общественного здоровья. Такой общественный институт создан в Новосибирске в 2006 г. Институты клинической и экспериментальной медицины в Новосибирске, профпатологии - в Новокузнецке, медицинских проблем Севера - в Красноярске, созданные при поддержке академика М. Лаврентьева, председателя Сибирского отделения Академии наук СССР, помогали развивать целостное учение о человеке.
С 60-х годов, начав изучение живого вещества, мы стали понимать, что между разделёнными в пространстве живыми клетками имеется информационный обмен. Это не просто умственная догадка, она подтверждена множеством экспериментов. Не понимая этого, мы не поймём того, что быстрое внедрение в наш быт сотовых телефонов, компьютеров, мик-роволновок так искажает полевую составляющую клеток, в том числе нейронов мозга, что человек необратимо меняется. И катастрофы становятся неизбежными.
«AиФ»: - Вы предлагаете остановить технический прогресс?
В. К.: - Я предлагаю правдиво относиться к самому понятию жизни. Без изучения живого вещества обеспечить безопасность планеты невозможно. Физика Козырева, гениального отечественного астрофизика, - естественное продолжение физики Эйнштейна. Но физика Козырева даёт такие эффекты, которых Эйнштейн не мог предвидеть.
Много лет в нашем институте используются так называемые зеркала Козырева - собранные из алюминиевых листов цилиндры. Помещённый в них пациент оказывается в ином физическом пространстве -пространстве Козырева, в котором попросту отменяются многие патологические процессы (подобраться к ним современная медицина, основанная на старой физике, не способна). В Новосибирском институте космической антропоэколо-гии созданы новые технологии на основе работ учёного, осуществляется взаимодействие с зарубежными центрами. Благодаря эффекту Козырева есть возможность профилактики физического и психического здоровья.
Досье
Влаиль Казначеев родился в 1924 г. Врач-клиницист, хирург, профессор, ветеран ВОВ. С 1964 по 1971 г. был ректором Новосибирского медицинского института. При его участии в 1970 г. создан Сибирский филиал АМН СССР и Институт клинической и экспериментальной медицины. Автор более 800 научных работ, ряда изобретений, открытий.
«AиФ»: - Если Сибирь предвосхищает общероссийские проблемы, видимо, и их решение может прийти из Сибири?