Александр Каплан, психофизиолог, д. б. н., профессор, завлабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов на биологическом факультете МГУ
Биопринтинг сейчас - одна из самых бурно развивающихся областей биомедицины. В области 3D-принтерного копирования отдельных сегментов и органов тела действительно идёт довольно плотное соревнование. Для нас важно, что здесь не требуется тяжёлого оборудования и больших исследовательских коллективов, чтобы быстро выйти на практическую реализацию идей. Поэтому российские учёные вполне могут не просто догнать, но и перегнать своих зарубежных коллег.
Однако в целом силы отечественной науки сильно сужены: сегодня они составляют всего 2,6% от общего числа научных публикаций в мире.
Да, за развитием технологий, что идёт за океаном, мы не можем угнаться физически - там делаются головокружительные успехи. Но, что касается научных открытий в отдельных областях, российские учёные находятся на том же уровне, что и их коллеги в самых развитых странах мира. Там, где сохранились научные школы, удалось приобрести новое оборудование, и в работу включилась талантливая молодёжь. К тому же мы находимся в общем информационном поле, поэтому у всех одинаковые шансы на успех. Например, в сфере нейрокомпьютерных технологий мы в прямом соревновании иной раз показываем даже лучшие результаты, чем зарубежные исследователи.
Читайте также: Сам себе клон. Из кусочка кожи можно вырастить глаз и зуб
Поэтому я не вижу какого-то тотального проигрыша отечественной науки. Хотя надо признать, что мы наступаем на научных фронтах, так сказать, очень узкими клиньями каких-то отдельных научных направлений. Совсем не так, как раньше - широким фронтом. Но острия этих клиньев, как правило, находятся в точках роста новых исследовательских направлений. К примеру, в области той части нейрогенетики, которая разрабатывает оптогенетические зонды, то есть те самые электроды, способные проникнуть в мозг и «почувствовать» там свечение отдельных клеток.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции