Страшная статистика повального пьянства и слова боли за нацию, которые произносил президент Медведев на совещании по борьбе с «зелёным змием», пока тонут в море разных интересов. Точно так же растворяются миллиарды бюджетных средств, направленных на подъём отечественного автопрома.
Казалось бы, существует российский и советский опыт по борьбе с пьянством. Почему бы не взять оттуда то, что было успешного, и совместить с зарубежными наработками? В соседней Норвегии, которая когда-то спивалась так же, как и нынешняя Россия, лицензию на продажу алкоголя имеют всего около 200 магазинов (население Норвегии - около 4,6 млн. человек). Запрещена продажа алкоголя по воскресеньям, в будние дни - после 18.00, установлены самые высокие налоги на спиртные напитки в мире - в результате и алкоголь стал менее доступен для населения, и казна в выигрыше. Повсеместно запрещена реклама спиртного. Ну и, наконец, нигде в Норвегии не продадут вина «детям до 18» и крепких напитков - «детям до 20». Результат налицо: потребление алкоголя на душу населения сократилось в Норвегии с 20 л в год на человека до 4!
В России же рассуждения о «комплексном» решении этой проблемы насквозь пропитаны запахом алкогольного лобби.
Отечественный автопром тоже пытается найти свою самобытную дорогу. А в это время все крупнейшие в мире государства-автопроизводители уже несколько месяцев с огромным успехом реализуют проект по оживлению своей промышленности. Схема проста и действенна. За сданный подержанный автомобиль человек при покупке нового безвозмездно получает дотацию в размере 2,5 тыс. евро в Германии, 3,5-4,5 тыс. долл. в США и т. п.
На днях и у нас объявили о том, что при сдаче старого отечественного автомобиля старше 10 лет и покупке нового государство будет выплачивать 50 тыс. руб. Но… не «живыми» деньгами, как во всём мире, а ваучером, который потом нужно будет как-то реализовать. Здесь на память приходят времена, когда мы сдавали макулатуру и тряпьё, а потом долго пытались обменять полученные талоны на книги и дефицитные бюстгальтеры. И ещё один удивительный момент - схема начнёт работать только в следующем году и не во всех регионах.
Невольно возникает мысль: а, может быть, тем, кому руководителями страны поручено решить проблему, выгоднее получать напрямую деньги от государства, чем поднимать автопром через наш покупательский интерес?
Уважаемые Дмитрий Анатольевич и Владимир Владимирович! Конечно же, вы понимаете, что силе действия всегда противостоит сила заинтересованного противодействия. И может быть, при решении задач, ответ на которые уже известен в мировой практике, вы найдёте тех, кто «тормозит»?
Возвращаясь же к известным поговоркам, можно сказать, что истина - в динамике и развитии, а тихо ехать можно только в одном случае - на кладбище в белых тапочках.
Николай Зятьков |