Примерное время чтения: 7 минут
234

Кто виноват в крушении на Азове?

Владельцы судов, затонувших во время шторма в Керченском заливе, винят в катастрофе береговые службы. По их мнению, те несвоевременно оповестили капитанов судов о надвигающемся бедствии. Как пишет «Коммерсант», директор подмосковного ООО «Порт Тураево» Александр Журавлев, которому принадлежит затонувший сухогруз «Вольногорск», заявил, что капитан сухогруза получил штормовое предупреждение лишь за 15-20 минут до гибели судна.

Капитан теплохода «Святая Елена» Александр Гладких также рассказал о том, что береговые службы порта «Кавказ» передали указание покинуть порт лишь после того, как была обнаружена трещина в корпусе сухогруза «Волгонефть-123».

По его словам, капитаны с самого начала просили сниматься с якоря, однако служба «Кавказ-контроль», которая отвечает за стоянку на российской территории, заявляла, что у них нет такого количества лоцманов, и просила подождать.

Масштаб экологической катастрофы различные ведомства оценивают по-разному. Замначальника Государственной противопожарной службы ЮРЦ МЧС Олег Гребенюк заявил, что мазут будет максимально полностью собран и тяжелых последствий не ожидается. А координатор общественной организации «экологическая вахта по Северному Кавказу» Андрей Рудомаха считает, что площадь разброса нефтяного загрязнения свидетельствует о том, что в море вылилось гораздо больше мазута, чем «официально заявленные 1300 тонн».

Замглавы Росприроднадзора Олег Митволь и вовсе не исключает возможности кислотных дождей в районе Керченского пролива:

- Выпадение кислотных дождей (может быть) связано с тем, что в море попало большое количество серы, - заявил он.

Случайность или неподготовленность?

Всю последнюю неделю на Азовском и Черном морях штормило. На выходные шторм достиг 5-6 баллов с ветром до 35 м/с. Высота волны - 6 метров. Первое ЧП произошло в ночь с 10 на 11 ноября. Стоявший на рейде в Керченском проливе нефтеналивной танкер «Волгонефть-139» разорвало пополам. Как такое могло произойти? Опытные моряки считают, что здесь сработал либо человеческий фактор - неподготовленность судоводителя, либо эффект Флеминга - когда сразу совпадают три фактора - высота и длина волны и сила ветра и вся сила удара обрушивается на корабль. В море вылилось около 6 тысяч тонн мазута. При этом носовая часть танкера осталась на якоре, а кормовая - с 13 членами экипажа - отправилась дрейфовать в море, а затем села на мель в двух милях от косы Тузла. Эвакуировать моряков не удавалось до самого вечера 11 ноября.

Тем временем в одно за другим произошло еще несколько кораблекрушений. Затонули сухогрузы «Вольногорск», «Нахичевань» и «Ковель» - все три с серой на борту. Последний наткнулся на уже затонувший «Вольногорск», получил пробоину и тоже пошел ко дну. В районе порта Новороссийск выбросило на мель турецкий теплоход Ziya Kos и грузинское судно. Экипажи обоих судов не пострадали. Еще трем судам удалось отделаться сравнительно легко.

Так что же все-таки стало причиной массового крушения?

- Говорить о причинах трагедии пока рановато, проводятся проверки, - сказал нам новороссийский транспортный прокурор Максим Степаненко. - На сегодняшний день возбуждено уголовное дело по статье 252 УК РФ «загрязнение морской среды», Проводится проверка о наличии признаков преступления предусмотренных ст. 263 УК РФ «нарушение правил безопасности на морском транспорте». Одна из версий - суда речного транспорта попали в стихию, с которой не способны были справиться.

- Не понятно, почему суда не ушли в тихое место? – заявил на прошедшей в понедельник комиссии по ЧС губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. - Почему остались среди моря, подвергнув угрозе жизни десятков людей? Ведь капитаны и судовладельцы получили штормовые предупреждения еще в субботу! Это же уголовная ответственность! Я хочу, чтобы в этой ситуации подробно разобрались. Вплоть до того, почему пять пропавших без вести моряков оказались в море без спасжилетов!

- Категоричной команды вывести суда с ядовитым грузом в безопасные места, не последовало, - говорит руководитель регионального отделения «Российский Кавказ» Всемирного фонда дикой природы Олег Царук. - Равно как никто не проконтролировал уход этих судов. Случившееся по масштабам можно отнести к категории «экологическая катастрофа». Мазут и сера способны отравить огромную часть морской акватории. Самым неблагоприятным сценарием я считаю вариант, при котором морскими течениями выбросы занесет в Азовское море. Было жутко…

Пока силовики выясняют причины трагедии, моряки попавшие беду приходят в себя. В воскресенье в участковую больницу поселка Тамань доставили 32 пострадавших в кораблекрушениях. Состояние у всех - удовлетворительное. Первыми в Тамань привезли 8 человек - команду теплохода «№Вольногорск», приписанного к московскому «Порт Тураево».

- О приближающемся шторме нам сообщили в субботу вечером, - рассказала нам Наталья, повар с теплохода «Вольногорск». - В бухту мы заходить не стали. Я слышала, что с берега был получен приказ оставаться на месте до утра и пережидать шторм. Утром поднялся очень сильный ветер, волны были высотой до 6 метров. В обшивке образовалась трещина, и теплоход завалился на левый борт. Ближе к обеду воскресенья вся команда, 8 человек, погрузилась на надувной плот и эвакуировалась. Нас три часа болтало по шестиметровым волнам, на наших глазах корабль пошел ко дну. Было жутко и страшно… К счастью, плот выкинуло на косу, где нас подобрали МЧСники. Сейчас, слава богу, все уже хорошо. Сегодня ко мне должны приехать родные из Ейска, поеду домой отдыхать…

Мнение со стороны

- Суда типа река-море стояли на рейде в проливе, где волны имеют большую силу, чем в открытом море, - поделился своим мнением капитан дальнего плавания Александр Черябкин. - По всем инструкциям команды кораблей при получении штормового предупреждения должны были вывести суда в открытое море, держась определенного курса по отношению к волне, дабы уменьшить нагрузку на корпус судна. Либо поменять место якорной стоянки на более безопасное.

Почему они этого не сделали? Большой вопрос. Возможной причиной могло стать и то, что большинство кораблей принадлежат частным компаниям. По всей видимости, ради экономии топлива они не стали совершать этот маневр, это грубейшее нарушение правил мореплавания. Что касается кораблей выкинутых на берег, то здесь нужно дождаться официальных результатов расследования, но речь, скорее всего, о пресловутом человеческом факторе.

В понедельник главной задачей, поставленной перед МЧС, был поиск 5 пропавших моряков. С утра в понедельник спасатели приступили к работе, но уже к двум часам дня поиски было решено прекратить, поднять в небо вертолет было невозможно. На все корабли находящиеся в данном районе передано сообщение, сообщать любую имеющуюся информацию о найденных вещах или телах пропавших.

В понедельник пятна мазута убирали в основном на берегу. Этим были заняты 200 человек, которым помогали трактора и другая необходимая техника, всего более ста единиц. Следов катастрофы на море видно почти не было - значительная часть тяжелого мазута успела опуститься в глубину. Делались попытки установить боновые заграждения на воде, чтобы не допустить расползания мазута. Но мешало волнение на море, из-за которого пятна постоянно перемещались.

- Уже сегодня можно говорить, что экологии региона нанесен серьезный урон, - сказали нам в Южном региональном центре МЧС.

- Несмотря на серьезность положения, думаем, срыв курортного сезона нам не грозит, - считают в пресс-службе администрации края. – Основной удар пришелся по экологии Азовского моря, а большая часть курортников отдыхает на Черном. К тому же, как только волнение стихнет, будут брошены все силы на устранение последствий ЧП.

Фатима Шеуджен, Владимир Вербицкий, Андрей Нимченко, «Аиф-Юг»

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах