Примерное время чтения: 23 минуты
1995

«Влюбляюсь в Москву все больше». Какой стала столица в последние годы

Сергей Собянин.
Сергей Собянин. / Ведяшкин Сергей / Агентство «Москва»

«Мэр — это не человек. Это автомат для выдачи счастливых билетов, конфет и булочек. Мальчик для битья. Тебя любят и ненавидят люди, которых ты ни разу не видел и не знаешь. Если ты хочешь быть успешным мэром, ты должен быть любить город и горожан. Иначе вся твоя деятельность не имеет смысла. Это будет мучение, а не работа. Единственное, что тебя спасает и поддерживает при постоянных стрессах, — ответная улыбка и нечастые, но оттого еще более ценные искренние слова благодарности» — так говорит сам Сергей Собянин о своей работе.

Как отмечают многие наблюдатели и простые горожане, со своей работой столичный градоначальник справляется на высоком уровне. Он придал Москве новый облик, создал определенный имидж и продолжает держать марку. О том, как Москва менялась в последние годы при своем новом руководителе, рассказывает АиФ.ru.

Социальные обязательства

Социальную поддержку москвичей столичный мэр назвал своей приоритетной задачей на ближайшие несколько лет. И сегодня в Москве активно развиваются различные соцпроекты. Так, отдельное внимание уделяется медицинским вопросам. Были созданы инфарктные и инсультные центры, за счет чего большее количество горожан смогло получать технологичную и узкоспециализированную помощь быстрее. Качество услуг при этом на высоте. Также изменения коснулись и хирургической отрасли московских стационаров. Если в 2010 году число лапароскопических операций, считающихся одними из наименее травматичных и не требующих длительной реабилитации, было равно 20% от общей массы, то в 2017 году общая доля таких манипуляций составила 64,7%.

В 2017 году по инициативе московского правительства начали практиковать роботизированные системы для оперативных вмешательств. С этой целью было закуплено 4 хирургических робота «Да Винчи». В 2017 году на таких аппаратах было выполнено 892 операции урологического, хирургического, гинекологического и сердечно-сосудистого профиля.

Больницы все чаще и больше оснащаются современным и точным оборудованием, например, эндовидеостойками для лапароскопии, новыми аппаратами для КТ и МРТ. В результате растет количество исследований, проведенных с помощью такой техники, что позволяет существенно снизить очередь из тех, кому показаны подобные виды исследований.

И результаты не заставили себя ждать. Так, средняя продолжительность жизни москвичей начала увеличиваться и в сравнении с 2010 годом показала рост на 3,8 года. Сейчас москвичи в среднем живут до 77,9 года.

Пропаганда здорового образа жизни сегодня в столице — одно из приоритетных направлений. Так, например, высокую заинтересованность у людей старшего поколения вызвал проект «Московское долголетие». Он помогает пожилым людям укрепить здоровье, обрести новые знания и умения, реализовать творческие порывы. Для них предусмотрены спортивные секции, творческие лаборатории и даже языковые классы. Все эти секции есть в каждом районе города и доступны людям в возрасте совершенно бесплатно.

«Пою в хоре в рамках проекта „Московское долголетие“. Пение дает терапевтический эффект: с памятью стало гораздо лучше. Разучиваем много песен, выступаем перед бабушками. Перезнакомились все, что очень важно, дома сидеть не хочется. Внуки уже выросли, пора заняться собой», — говорит пенсионерка Нина Константиновна, одна из участниц проекта.

Отдельное внимание уделяется и развитию школ. Работают социальные программы поддержки детей из малоимущих и многодетных семей, да и простые школьники за боротом не остаются. С 1 сентября 2017 года стартовала акция «Музеи — детям». В ней задействовано 90 культурных объектов города. Теперь детям не приходится ждать организованных экскурсий, они могут посещать музеи в любое удобное время с родителями или друзьями. Причем вход для них бесплатный.

Дети в школах сегодня получают качественное современное образование. Это подтверждается количеством школьников, участвующих в различных олимпиадах как городского, так и российского и даже международного уровня. Причем дети нередко занимают здесь призовые места.

В Московском метро с 2013 года действует такая социальная программа, как поддержка маломобильных горожан. Сотрудники специально созданного центра получают заявку на оказание помощи и работают с теми, кому нужна помощь. В их задачи входит помощь в подъеме и спуске на эскалаторах и лестницах, проезде в вагон и т. д.

Социальная программа также подразумевает и поддержку пенсионеров. Так, по распоряжению мэра Москвы минимальная московская пенсия стала выше на 3 000 рублей. «Выхожу с инициативой о повышении минимальной московской пенсии на 3 000 рублей в месяц: с 14500 до 17500 рублей. Увеличение доплат к пенсиям коснется более миллиона пожилых людей», — отметил Сергей Собянин. Вдвое увеличились выплаты ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий. Также были повышены городские пособия ветеранам, участвовашим в обороне Москвы: теперь им полагается в месяц 8 000 рублей вместо 4 000.

Особое внимание уделяется реабилитации людей с ограниченными возможностями. Из бюджета выделяются средства на обеспечение их лекарственными средствами в соответствии со стандартами медпомощи. Также им выдают все необходимые изделия медицинского назначения и обеспечивают специализированными продуктами лечебного питания. При наличии показаний для них предусмотрена выдача путевок на санаторно-курортное лечение.

Все граждане, относящиеся к различным категориям льготников, имеют возможность использовать специальные тарифы на проезд, а то и вовсе пользоваться транспортом бесплатно. Так, например, пенсионеры получают ежемесячные компенсации взамен бесплатного проезда в общественном транспорте, многодетные семьи могут использовать транспорт на безвозмездной основе, для школьников действуют специальные тарифы, стоимость услуг по которым существенно ниже стандартной.

В Москве также работает система льгот по уплате взносов на капитальный ремонт: она затрагивает 4 млн москвичей.

Все большую популярность набирает и социальная карта москвича. Эта именная карта ранее использовалась лишь для начисления пособий социальной сферы и получения скидок в разных торговых точках столицы. Сегодня круг ее возможностей гораздо шире. Она предоставляет право льготного проезда, в т. ч. и школьникам, которые могут записать на нее свои проездные, обеспечивает удобство и безопасность получения пенсий, стипендий, субсидий, пособий, различных городских выплат социального назначения и т. д. Также с помощью такой карты школьники проходят в школу и расплачиваются ей в столовых. Кроме того, социальная карта позволяет совершать покупки, производить расчет за жилищно-коммунальные услуги, нередко ее используют как страховой медицинский полис в городских поликлиниках.

Социальная сфера активно поддерживается и культурными объектами Москвы. Так, например, ряд музеев столицы предлагает бесплатный вход для всех категорий граждан в определенные дни месяца. Другие культурные объекты предоставляют скидки на посещение выставок и экспозиций, приуроченные к разнообразным событиям, например, чемпионату мира. Также некоторые категории граждан, независимо от даты и дня недели, могут посещать музеи на бесплатной основе. Например, это многодетные семьи, пенсионеры и т. д.

Дорожный вопрос

Одна из основных проблем, которая стояла перед командой мэра в далеком 2010 году, — самая наболевшая для москвичей тема пробок на городских улицах. Вся столица буквально задыхалась от бесконечных заторов, а шутки про столичные проблемы с движением были знакомы не только москвичам.

Прошло 7 лет, и за это время ситуация на дорогах существенно улучшилась. Протяженность дорог в столице увеличилась на 16%: построили около 700 км новых трасс. Имеющиеся дороги существенно преобразились: были продуманы карманы для съездов с основных магистралей на второстепенные, оборудованные заездные карманы, все дороги отремонтированы и заасфальтированы.

Отдельное внимание уделяется постройке искусственных транспортных сооружений, — эстакад, тоннелей и мостов — которые способствуют ускорению движения на дорогах и проработке новых вариантов маршрутов и схем движения. Не забывают при этом и про пешеходов: за 7 лет было выстроено 204 перехода. Отметим, что в период с 2006 по 2010 год было возведено только 48 искусственных сооружений и 30 переходов для пешеходов.

Проблема с заторами вслед за этим стала исчезать. Сегодня исследования показывают, что предпринимаемые усилия ускоряют движение на столичных улицах: согласно исследованиям компании TomTom из Нидерландов, Москва с первого места антирейтинга самых загруженных магистралей ушла уже на четвертую позицию. Затем она снова улучшила позиции, оказавшись на 13 строчке. Средняя скорость на дорогах Москвы равна 52 км в час, ранее этот показатель составлял 45 км/ч. Об увеличившейся скорости говорят и те, кто постоянно пользуется различными городскими маршрутами. «Раньше дорога от студии до дома занимала не меньше часа, сейчас же иногда получается и за 40 минут добраться (машин при этом становится только больше). Раньше об этом можно было только мечтать. Москва сегодня — это топ», — говорит певица Елена Темникова.

Ускорению движения поспособствовало и введение платных парковок. Такая мера оказалась крайне востребованной в крупном городе и позволила разгрузить дороги и предоставить всем нуждающимся возможность безболезненно парковаться. Первые парковки на платной основе появились на столичных улицах в ноябре 2012 года. Тогда они распространялись только на Бульварное кольцо и имели своей целью разгрузить центр. Сегодня платные парковки вышли уже за пределы Третьего транспортного кольца, обустроено около 80 тысяч платных мест, которые доступны всем ежедневно и круглосуточно.

Такая мера, как отмечают эксперты и простые горожане, обеспечила увеличение скорости движения, дала возможность более быстрого проезда службам экстренной помощи, включая проезды к местам ДТП, люди научились пользоваться автомобилями разумнее, у них существенно улучшилась культура вождения: теперь никто не бросает автомобили в два ряда на узких улицах. За прошедшие с начала реализации программы 5 лет бюджет города получил на дальнейшее благоустройство свыше 16 млрд рублей. Благодаря этим финансовым вливаниям во дворах были установлены детские площадки, спортивные уголки, высажены деревья и проведены работы по обеспечению и повышению безопасности на дорогах.

Все местные жители получили льготы: для них была разработана система резидентных разрешений. Кроме того, льготные тарифы были созданы для многодетных семей и автомобилистов с ограниченными возможностями.

Велотранспорт

Одним из важнейших нововведений, которое появилось на московских дорогах и существенно приблизило город к европейским стандартам, стало появление выделенных велодорожек. До 2010 года в столице было около 9 км специальных трасс для двухколесного транспорта. Где именно они были расположены, знали только единицы. Но с 2011 года велосипедное движение в Москве начало свое победное развитие. Так, на сегодня работает уже 219 км велодорожек, расположенных как в парках столицы, так и на обычных городских автомагистралях. Они выделены отдельно, имеют собственные светофоры и даже уже складываются в целые логичные маршруты. «Ловите меня на любимых и теперь ещё более прекрасных улицах Москвы! Несколько лет назад, когда я покупала своего друга Балушу (это имя моего велика), такого количества велосипедистов в городе не было, а велодорожек и подавно. Не было доступных велопаркингов, где любой желающий мог взять велик напрокат. Теперь велосипеды — полноправное, быстрое, экологичное и здоровое средство передвижения! Я влюбляюсь в Москву с каждым годом все больше» — говорит певица Полина Гагарина.

Таксисты

Перевозки посредством такси — еще одна серьезная проблема прошлого. Бомбилы, таксующие у вокзалов, на улицах города, мафия, собирающая деньги с частных извозчиков, нелицензированные перевозки и т. д. — все это не комиксы и не страшные картинки в книжках и на страницах газет, а бывшая реальность.

Сегодня все службы такси в Москве легализованы и по максимуму подогнаны под стандарт. Автомобили имеют характерную окраску, обладают специальными знаками. Буквально за 5 лет была возрождена система доступного, недорого и безопасного такси в Москве. Сегодня все расчеты делаются строго по счетчику, вызовы такси осуществляются через интернет посредством специальных приложений типа «Яндекс.Такси», Uber и т. д. Вызывая машину, клиент может выбирать на онлайн-карте более выгодный вариант и сразу узнает стоимость поездки, которая при соблюдении маршрута не меняется.

Среднее время подачи машины даже в час пик составляет около 5 минут. Для такси работают специальные стоянки: их сегодня в Москве 419, и рассчитаны они на 1453 машиноместа. На привокзальных площадях, на которых раньше были беспорядочные толпы машин, сегодня работают специализированные и автоматизированные стоянки такси.

Для увеличения скорости передвижения автомобилей по городу было принято решение допустить машины служб такси на выделенные полосы для общественного транспорта.

Общественный транспорт

Столичный транспорт изменил свой стиль, имидж и расписание. Сегодня это современный способ передвижения, а не старые автобусы и полулегальные маршрутки.

За последние годы был существенно обновлен парк автобусов, троллейбусов и трамваев. На линии выходят новые модели: низкопольные, бесшумные, современные, оборудованные качественной системой отопления (актуально для зимы) и системой кондиционирования. Новые модели учитывают интересы всех категорий населения, включая и маломобильные группы граждан. Так, например, мамам с колясками и людям на колясках передвигаться по городу стало значительно удобнее: для них больше нет препятствий в виде лестниц и ступенек.

Коммерческие перевозчики под влиянием общих тенденций также вложились в обновление своих машин: новые автобусы были закуплены в количестве почти 2000 штук.

С развитием общественного наземного транспорта было принято решение о необходимости его ускорения. Ведь такой вариант передвижения должен был стать отличной альтернативой собственным транспортным средствам и заинтересовать автолюбителей. Поэтому было принято решение о введении выделенных полос на московских трассах. Сегодня специальные полосы появились на всех основных дорожных артериях города и позволяют транспорту ехать без каких-либо проблем даже по загруженным улицам.

Также были продуманы и новые варианты маршрутов, которые более удобно соединяют городские районы. Вернулось двухстороннее автобусное движение и в самый центр столицы. Сегодня автобусы в рамках проекта «Магистраль» передвигаются в обоих направлениях возле Кремля, обеспечивая большее количество удобных для москвичей и гостей столицы маршрутов.

Свое обновление получило и метро. За 7 лет в подземку поступило около 2 000 вагонов, это 40% парка. И на достигнутом никто не останавливается: на ближайшие пару лет предусмотрена еще одна закупка до 1,6 тысячи вагонов. По результатам таких обновлений парк метро будет заменен на 65%. Новые вагоны отличаются низким уровнем шума, плавностью хода, современной системой вентиляции и кондиционирования.

Само же метро продолжает активно строиться и расширяться. Так, были введены в эксплуатацию 6 электродепо, из которых 3 были отстроены с нуля. Обновляются старые станции и появляются совершенно новые. На данный момент активно реализуется проект развития Большой кольцевой линии, позволяющей соединять разные районы города и разгружать радиальные направления метрополитена. Полностью замкнуть ее предполагается в 2021-2022 гг. Такое направление позволит 400 тысячам москвичей из нескольких районов города экономить в пути до получаса.

«Когда год не катался в метро, а на электричке — и того более, начинаешь замечать, куда уходит часть денег, которые мы изо дня в день платим. Я в восторге от метро и остального общественного транспорта. Разглядывала всё, как турист. Просто приятно находиться, берет гордость», — отмечает горожанка Ольга Мякинник.

Появление дополнительного кольца — МЦК — позволило расширить возможности городского транспорта. Теперь совершать пересадки и сокращать маршруты можно довольно легко и быстро. Интеграция железной дороги с городским транспортом прошла успешно.

Чтобы пассажирам не было скучно в пути и не приходилось терять времени даром, начался проект активной цифровизации транспорта. Так, как в наземном, так и в подземном транспорте сегодня активно работают беспроводные сети Wi-Fi. Каждый день к интернету только в метро подключаются свыше 2,5 млн человек. Пользователи интернета особо выделяют тот факт, что сегодня больше не нужно переживать за свои гаджеты и за то, что они сядут в самый неподходящий момент: в Москве сегодня на остановках работают станции, где можно подзарядить устройства. Не каждая европейская столица может похвастаться таким сервисом.

Услуги для горожан

Город буквально во всех смыслах становится более удобным для горожан. Так, например, сегодня активно развивается сеть центров, оказывающих госуслуги населению. Такие центры находятся во всех районах города и представляют собой сегодня точки обслуживания граждан по всем вопросам. Раньше для получения социальных карт, загранпаспортов, оформления пособий и т. д. надо было ездить по различным инстанциям, подстраиваться под их графики работы, стоять в очередях.

Сейчас достаточно собрать необходимый пакет документов — его список всегда можно узнать в этих центрах — и принести его в МФЦ. Они зачастую работают по принципу «одного окна». График же их довольно удобный: с 8 утра и до 8 вечера без выходных. На сегодняшний день МФЦ заменяют собой 1200 приемных органов власти. При этом здесь нет очередей.

Несомненным преимуществом является и интернет-портал mos.ru. Это сайт электронных услуг. Здесь можно передавать показания счетчиков, подавать заявления на те или иные услуги, записываться к врачам и т. д. Теперь все можно сделать из дома. Сегодня 75% людей получает услуги через интернет.

Управление городом

Столичная мэрия в своем стремлении активно развивать город решила не ограничиваться своей жесткой монополией и подключить к усовершенствованию столичных пространств самих жителей. Сделать это удалось благодаря проекту «Активный гражданин». Он был запущен в 2014 году и сразу же нашел горячий отклик в сердцах москвичей. На данный момент в нем зарегистрировано около 2 млн человек. За все время работы площадки было проведено около 3 тысяч голосований по разным поводам, по их результатам власти уже реализовали 1,7 тысячи решений.

Так, например, в числе популярных опросов были названы:

  • Голосование по поводу программы «Реновация»;
  • Голосование на тему выбора названия для Третьего пересадочного контура метро;
  • Голосование по организации детских кружков и секций.

Все желающие москвичи могут оставлять свое мнение на разные темы здесь. Так, по инициативе горожан был запущен пилотный проект «Электронный дом». Его цель в том, чтобы создать дополнительные условия для участия москвичей в управлении многоквартирными домами. С его помощью можно проводить опросы в электронном виде, информировать о собрании собственников жилья и т. д.

«Очень полезный портал, потому что помогает, во-первых, людям находить места отдыха и отдыхать вместе, приятно проводить время не одному, а в компании. И приятно, когда город красивый. Поэтому интересует благоустройство парков и зон отдыха, продление велополосы. И главное, что каждый из нас может „лепить“ город своим выбором», — отмечает студент и участник проекта «Активный гражданин» Максим Костичев.

Благоустройство в массы

Уже не первый год в столице ведется активная и довольно масштабная программа благоустройства. Именно она и придает Москве новый внешний вид, когда удачно сочетаются друг с другом архитектурное наследие столицы и новые веяния.

В Москве появилось больше пешеходных зон. Раньше это были только Арбат, Манежная, улица Школьная и Камергерский переулок. Сегодня их стало в разы больше. Знаковым для города можно назвать благоустройство главных колец, — Бульварного и Садового — а также Тверской улицы и площади Тверская застава: здесь на свое историческое место вернулся памятник Максиму Горькому и трамвай. Также была благоустроена Триумфальная площадь, на которой появились полюбившиеся москвичам и гостям столицы качели. Также был создан поистине уникальный маршрут вдоль набережных Москвы-реки протяженностью 17 км: он идет от центра «Москва-Сити» до Таганской площади. «Москва стала более европейской, облагораживается в центре. Внешне она стала более приятной. Я по Москве сейчас не сильно циркулирую, но в период фестиваля „Московская весна A Cappella“, я прошел весь центр пешком. Все по-новому увидел. Город был украшен. Город был расчерчен новыми тротуарами: разметка, движение, знаки. В целом более европейским он стал. Парки, велодорожки — это все напоминает мне Европу. Набережные новые. Вот в Крылатском новая набережная, свежайшая. Это круто, что Москва преображается, становится красивой, европейской, в плане комфорта и условий. У нас же народа живет много, многие из них хотят на велосипедах передвигаться, гулять по городу. Теперь город для этого наиболее предназначен», — говорит певец Стас Пьеха.

Масштабная программа благоустройства «Моя улица» не оставила никого равнодушным. И если поначалу многие воспринимали ее критически, то по результатам люди смогли оценить все произошедшие изменения. «Я сама лично страдала из-за пробок, связанных с заменой плитки. Это было реально тяжело. Но, когда теперь ты гуляешь по широким пешеходным зонам, понимаешь, какой это кайф. Да, может быть, хотелось лучше и без пробок. Но итог — Москва преобразилась», — отмечает Елена Темникова.

Москва поставила перед собой глобальные цели: обновиться, но так, чтобы сохранить дух старины и царской роскоши. За последние годы были отремонтированы и получили вторую жизнь многие объекты исторического значения: Триумфальная арка на Кутузовском проспекте, здание газеты «Известия», вокзалы и т. д. На фоне их реставрации у москвичей проснулся новый интерес к истории своего города.

Отдельное внимание вызывают архитектурные и исторические находки, сделанные в процессе благоустройства. Во время глубоких раскопок для прокладки кабелей были найдены многие артефакты, датированные несколькими сотнями лет. Сегодня интерес как у молодежи, так и у людей старшего поколения вызывает новая площадь: Хохловская. Тут была стройка, стоявшая годами. Но, когда при ее разборе обнаружились исторические фрагменты фундаментов, было принято решение превратить ее в своеобразную экспозицию и место отдыха. Теперь москвичи могут придти сюда в любое время, посидеть на лавочках и прикоснуться к истории. «Я много путешествую, и разница между Москвой и другими мировыми мегаполисами стерлась, при этом наша столица сохранила свою уникальность», — говорит певец Егор Крид.

Затронула модернизация и многие столичные дворы. В них установили детские площадки, поставили спортивные комплексы и сделали зоны воркаута, которые подходят даже для людей с ограниченными возможностями.

Улицы города в результате таких преобразований стали широкими и удобными, вымощенными плиткой. Гулять по таким одно удовольствие. По всему маршруту следования есть лавочки, на которых можно отдохнуть во время променада. «Я стала гулять по Москве. Не помню, когда это вообще практиковала, а сейчас я люблю ходить по моей московской „местности“ и еле сдерживаюсь, чтобы не броситься к качелям... И я такая не одна, нас много тут прогуливается в полном счастье», — отмечает актриса и режиссер Рената Литвинова.

Все лучшее — детям

Детский вопрос для столицы также крайне важен. Ведь именно малыши и школьники — это будущее города и страны в целом. Поэтому сегодня на поддержку материнства и детства не жалеют ни сил, ни времени.

«Москва не стоит на месте и с каждым годом становится краше, интереснее, ярче. Всегда есть чем заняться с детьми и как провести время всей семьёй: красивые парки, различные уличные фестивали, которые сменяют друг друга на протяжении всего года, концерты на открытых площадках по всей Москве, выставки на ВДНХ, семинары и тренинги для разных возрастов. Да и простые пешеходные прогулки по улицам города доставляют огромное удовольствие. Чисто, уютно и очень красиво», — отмечает телеведущая Юлия Барановская.

В городе построено огромное количество новых школ и детских садов. Все они выполнены по последнему слову техники: электронные системы, доступ к электронным дневникам и журналам, организация работы онлайн-библиотек. Учиться становится проще, интереснее и разнообразнее.

Также сегодня действует программа по организации детских спортивных секций и кружков в домах творчества. Причем многие из них предлагают свои услуги совершенно бесплатно. Записаться сюда довольно просто: достаточно просто оставить заявление на портале госуслуг.

Экология и озеленение

Зеленый город, как показывают опросы горожан, имеет особое значение для тех, кто живет в столице. Ведь это мегаполис, и на фоне огромных бизнес-центров, торговых площадок и автомобильных стоянок многим банально не хватало зелени и деревьев. А ведь когда-то давно Москва славилась своими насаждениями. И даже Садовое кольцо неспроста получило свое название.

Сегодня ситуация в столичном регионе заметно меняется: зеленые насаждения снова возвращаются на улицы города. Всего за последние 6-7 лет в Москве было в общей сложности высажено полмиллиона деревьев и 4 миллиона кустарников. Одной из главных акций экологи сегодня называют «Миллион деревьев». Правительством города был утвержден упрощенный порядок высадки деревьев на дворовых территориях, где растения были утрачены. Все варианты озеленения дворов и парков согласуют с гражданами города: голосование проводится с помощью «Активного гражданина». «Наш парк не нуждается в фильтрах. Там сейчас стало невероятно красиво и уютно. Отремонтировали все дорожки, сделали даже новые маршруты. Не парк, а красота! Для всех есть развлечения: куча детских площадок, зона для барбекю, тренажеры, футбольные стадионы, теннисные корты, даже зона для пейнтбола! А самое классное, что он соединяет между собой Медведково, Бабушкинскую, Отрадное, Ботанический сад и ВДНХ, поэтому можно проложить такой маршрут, что вообще не попадаешь на дорогу! Помню, как я первый раз ехала в этом парке на велике. Парком его, конечно, назвать было нельзя, хотя прошло около 6 лет. Мне кажется, с такой скоростью я не ездила никогда... Мне казалось, что в любой момен на меня выпрыгнет маньяк. Короче, страха я натерпелась достаточно. Было много деревьев, заросли, даже тропинок почти не было! И, когда я наконец выбралась из него, хотела целовать землю. За этот парк можно точно сказать спасибо», — отмечает москвичка Полина

Также город подключает и самих москвичей к наблюдению за экологией и отслеживанию изменения, если таковые имеются. Для этих целей было приобретено новое оборудование: передвижные и стационарные станции, исследующие воздух и берущие анализ проб.

Событийный туризм

Москва становится точкой притяжения и с точки зрения различных событий. Одно мероприятие на столичных улицах буквально сменяет другое. Столичный календарь на ближайший сезон сформирован в 7 разделах: «Сезонные мероприятия», «Фестивали и праздники», «Художественные выставки», «Профессиональные выставки и форумы», «Спорт», «Столичная жизнь», «Отдых с детьми». Запланировано около 50 фестивальных мероприятий, в числе которых День города, ярмарка «Путешествие в Рождество», пасхальные мероприятия, Рыбная неделя, фестиваль московского варенья, День эколога, Час Земли, Ночь искусств и т. д.

«А вам нравится, как украшают Москву к каждому новому сезону или праздникам? Мне очень! Москва расцветает, и это определенно создаёт атмосферу и настроение в городе!» — пишет в своем инстаграме Полина Гагарина.

Все эти акции привлекают внимание и способствуют повышению интереса не только у москвичей, но и у гостей столицы. Теперь туристам, в том числе и иностранным, предстоят более обширные программы, чем обязательная экскурсия на Красную площадь и ее окрестности.

Изменения Москвы глобальны и заметны всем. Идут к ним постепенно, но уверенно, и большая часть москвичей все новации поддерживает. Ведь столица становится действительно красивой, ухоженной и яркой. И, несмотря на свой солидный возраст, Москва продолжает быть лучшим городом Земли!

Оцените материал
Оставить комментарий (8)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах