И каждая - уникальна
Во многом «виновата» программа «Моя улица», которая лежит в основе реконструкции Москвы. В прошлом году кардинально изменились 47 улиц, а в этом не узнаем ещё порядка 50. Конечно, те месяцы, когда идут работы, мы ворчим и жалуемся, но, судя по всему, перемен всё равно очень ждём. 1,38 млн москвичей приняли участие в обсуждении программы на портале электронных референдумов «Активный гражданин».
Читайте также: За какие проекты москвичи проголосовали на «Активном гражданине»?
Люди могли сами формировать облик и дизайн улиц: выбирали, какими будут озеленение, скамейки, фонари. А потом анализировали, что получилось. Кстати, по опросам социологов, более 80% москвичей одобряют реконструкцию и довольны её результатами. «Итоги голосования свидетельствуют: горожане смогли «вживую» оценить изменения центральных улиц города в прошлом году, поэтому степень доверия и позитивных ожиданий так высока», - считает Елена Шинкарук, председатель Комитета государственных услуг города Москвы.
В этом году абсолютное большинство «активных граждан» поддержали проекты благоустройства Тверской, Нового Арбата, Знаменки, Воздвиженки, Староваганьковского, Крестовоздвиженского, Вознесенского, Газетного, Никитского, Рахмановского переулков, Малой Дмитровки,Таганской улицы, улиц Петровские Линии, Большая и Малая Якиманка, Серафимовича и Якиманского проезда, Садового и Бульварного кольца. Всего за неделю в голосовании приняли участие около 150 тыс. человек, высказавших более 600 тыс. мнений. Особый интерес вызвали Садовое (134 441 проголосовавший) и Бульварное (133 381 проголосовавший) кольца.
В этом году жители столицы смогли впервые увидеть все особенности будущих изменений до начала работ. И вынесенные в марте этого года на обсуждение дизайн-проекты созданы авторскими коллективами (с учётом итогов предыдущих голосований) в прямом смысле с акцентом на зелень - организацию «городских оазисов». В работе приняли участие более 30 архитектурных мастерских - от США до Китая, не считая, конечно, российских.
Светло, чисто, широко
Программ, подобных «Моей улице», Москва и не помнит: это крупнейший проект благоустройства, рассчитанный до 2018 г. Последнее масштабное обновление провели к Олимпиаде 1980 года. За 35 лет в городе утратили то, что называют культурой ухода. Сегодня её восстанавливают заново.
Что нового принесёт год нынешний? Во-первых, по-новому понимается безопасность улиц. Это и транспортная инфраструктура, и оптимальный скоростной режим, и нескользящие поверхности, и комфортное перемещение: дорожное движение будет организовано иначе, чтобы стало меньше ДТП. Полоса автомобильного движения станет уже, и водители перестанут разгоняться. Иной станет геометрия поворотов - на улицах с интенсивным пешеходным движением они должны быть под 90 градусов, а не 45, как сейчас. Все «зебры» подсветят. Так будет удобнее и пешеходам, и велосипедистам.
Кроме того, определение «удобная улица» обретёт новый смысл: широкий тротуар, свет и чистота. Идеально сухая в любое время года - её легко будет убирать и очищать от снега, льда и воды. И конечно, безбарьерная среда, удобная навигация, мало шума и много красоты вокруг.
Благоустроено 47 улиц, или примерно 147 км пешеходного пространства.
Реконструированы 7 вылетных магистралей: Варшавское, Каширское, Ленинградское, Ярославское, Можайское, Щёлковское шоссе, Рязанский проспект; 43 улицы: Люсиновская, Большая Тульская, Большая Ордынка, проспект Мира, Большая и Малая Никитская, Спиридоновка, Большая и Малая Бронная, Мясницкая, Новодевичья набережная, Триумфальная площадь и др.
Читайте также: Какие нововведения в Москве больше всего оценили жители столицы?
Каждая улица будет уникальна, ведь речь идёт об историческом центре - Бульварном и Садовом кольце, а также об улицах, к ним ведущих. При их реконструкции обещают уважение к каждой детали. Сложившиеся панорамные виды, перспективы, элементы благоустройства, памятные деревья - всё это сохранят и максимально восстановят. Но реконструкция не будет «лоскутным одеялом» - идентичность, единообразие и узнаваемость облика гарантируются, на всех улицах будут одинаковые исторические реплики фонарей. А вот все провода спрячут с глаз долой. Власти обещают: после реконструкции на любой столичной улице будет приятно гулять, ездить, проводить время.
И ещё в этом году приняли стандарт временного благоустройства стройплощадок. Проект каждой реконструируемой улицы будет вывешен на месте реконструкции, где разъяснят, что и когда будет сделано.
Вырвать из власти машин
«Благоустройство Замоскворечья мы начали со знаковых мест - Крымской набережной, Пятницкой, Большой Ордынки, переулков возле Третьяковской галереи, - говорит мэр Москвы Сергей Собянин. - Следующая задача - провести благоустройство улиц Серафимовича и Якиманки. Сегодня эти улицы отданы во власть машин. Набережные, любимое место прогулок горожан, почти недоступны для пешеходов. Есть участки, где ширина тротуаров меньше метра. Если всё пойдёт, как задумано, то уже нынешней осенью на Серафимовича и Большой Якиманке появятся несколько рядов зелени, фонари, лавочки и клумбы».