aif.ru counter
26.01.2016 14:41
625

Мастера снежных дел: как Москва борется с зимними катаклизмами

Максим Блинов / РИА Новости

На выходных на многих российских сайтах появились красочные фотогалереи того, как Нью-Йорк покрывается толстым слоем снега. Об этом по ТВ крутили многочисленные сюжеты: движение парализовано, американцы боятся выходить на улицы… В общем, обычный снегопад возвели чуть ли не в ранг экологической катастрофы, ударившей США в самое сердце.

Но вот что интересно, ведь цифры, иллюстрирующие российскую зиму в Москве, не сильно отличаются от американских, где землю покрыл 70-сантиметровый слой снега. Однако, в отличие от Нью-Йорка, в столице РФ жизнь не только не замирает, но даже продолжает бить ключом. Так в чём же разница?

Снежная буря в США

Предупреждён, значит, вооружён

А разница в том, что в Москве все коммунальные службы города ещё за несколько часов до начала снегопада находятся в полной боевой готовности, и, как только первые снежинки касаются земли, десятки тысяч людей и тысячи единиц специальной техники начинают убирать город, чтобы на следующее утро «кольца» на навигаторах не замкнулись красным цветом, жители могли доехать на работу на своём авто и дойти до метро и остановок наземного транспорта.

Ежедневно Гидрометеобюро Москвы и Московской области (одно из подразделений комплекса ЖКХ) готовит погодные сводки, которые тут же отправляются в коммунальные службы города. Так столичные власти заранее узнают о возможном снегопаде. По каждому из районов информация передаётся на сутки вперёд с последующими уточнениями. А по всей Москве предварительный прогноз делается на пять дней вперёд. Так что стихия российскую столицу застать врасплох не может.

Как только коммунальщики получают от метеорологов предупреждение о снегопаде, все службы начинают активную подготовку. Ещё до начала снежной бури дороги обрабатываются противогололёдными реагентами, которые помогут избежать аварий на дорогах в самом начале снегопада, до того момента, как снег сможет расчистить специальная техника. Она, кстати, параллельно готовится к выезду на трассы. В первую очередь внимание уделяется крутым спускам, мостам и эстакадам, тоннелям. Приводится в полную готовность снегоуборочная техника. Эта работа, по регламенту зимней уборки, должна быть выполнена за три часа. А на МКАД, транспортных развязках и основных магистралях — за один час. Реагенты необходимы для того, чтобы превратить падающую с неба липкую снежную массу в «кашу», которую позже будет легко убрать с проезжей части специальным машинам. В противном случае снег утрамбуется и может стать причиной многочисленных аварий.

После этого на дорогу выезжают плужно-щёточные машины, которые подметают и собирают остатки снега, отодвигая их к обочинам. Официально, на дороге может оставаться до 30% снежного наката, но в Москве, где трафик особенно интенсивен, коммунальщики стараются убирать дорогу, пока из-под снега не покажется чёрный асфальт. После этого сугробы с помощью специальных погрузчиков собираются и грузятся в самосвалы, которые отвозят снег либо на стационарные плавильные машины, либо к многочисленным мобильным плавильщикам снега, которые обеспечивают полное покрытие районов Москвы. Там на сепараторе-дробилке отсеивается крупный мусор, который вывозят на мусорные полигоны. А оставшийся снег плавится сточной водой в снегоплавильной камере при температуре 16–18 градусов. После этого получившуюся жидкость фильтруют и выводят в сток канализации. За сутки московские плавильные установки (56 стационарных и 145 мобильных) способны разделаться с 550 тысячами кубометров снега. Одна стационарная станция может обработать за день до 400 самосвалов, работая в круглосуточном режиме. С начала зимы таким образом в Москве удалось избавиться от 4 миллионов кубометров снега.

Как только снегопад подходит к концу, коммунальщики принимаются расчищать пешеходные зоны, тротуары, площади у станций метро, остановки и другие места, которыми москвичи пользуются чаще остальных. Причём в первую очередь от снега очищаются именно те «тропы», которыми привыкли пользоваться горожане, чтобы уменьшить риск травматизма.

Убирают в Москве и дворы. При необходимости это делается даже ночью. В любом случае, по регламенту, все уборочные работы во дворе должны завершиться до 10 утра. На деле же получается, что окончить уборку стараются раньше, чтобы москвичам было удобно и безопасно добираться на работу. Ещё недавно дворы могли быть чуть более опасны, чем пешеходные зоны на улицах. Но с 2011 года во дворах начали использовать реагенты. Это помогает избавиться не только от снега, который убрать не так и сложно, но и от наледи, с которой раньше приходилось бороться часами.

Чистят в Москве и скатные крыши зданий, коих в столице насчитывается в общей сложности порядка 16,5 тысяч. Остальные крыши от снега не очищают, уделяя внимание лишь опасно нависающим сосулькам. Плоские крыши нуждаются в очистке лишь в том случае, если покров снега превышает метр. Этим занимается около 4,5 тысяч бригад, в которых состоят более 16,2 тысячи человек, специально обученных для работы на высоте в сложных погодных условиях. С помощью специальной техники они избавляются от грозящего обвалиться с крыши снега и опасных сосулек.

Реакция на реагенты

Если по поводу работы коммунальных служб в Москве этой зимой споров практически не было, то шумиха вокруг использования реагентов в столице не утихает до сих пор. Кто-то считает, что средства для борьбы со скользким тротуаром на улице «разъедают» обувь. Другие жалуются на вред для здоровья своих четвероногих друзей. Третьи уверены, что реагенты вредят почве, в которой по весне «ничего расти не будет». Отдельные личности даже уверяют, что у них на реагенты развилась аллергическая реакция. Причём практически во всех случаях, чтобы подкрепить свою жалобу какими-то аргументами, идёт ссылка на исследование 2009 года.

Однако необходимо учитывать, что в Москве используется новый тип реагентов начиная с 2010 года. Так что любые исследования 2009 года утратили свою актуальность ещё шесть лет назад.

Департаментом природопользования с 2009 года проводится мониторинг воздействия реагентов на окружающую среду. В течение всего сезона берётся порядка двух тысяч проб снежного покрова, поверхностных и грунтовых вод, почвы и зелёных насаждений. Все исследования показывают, что ни одно из веществ, входящих в состав реагентов, не выходит в пробах за пределы допустимой концентрации, а значит, и не представляет угрозы ни для человека, ни для животных, ни для природы.

Департамент природопользования и охраны окружающей среды в прошлом году проводил исследования воздействия реагентов на природу. Были взяты пробы снега и почвы. 93,6 процента проб почв придорожных территорий не засолены. А количество превышений по содержанию хлорид-иона и натрия в пробах снега снизилось за год на 50 процентов. Но самое главное, что все реагенты безопасны для людей, животных, обуви и окружающей среды.

Реагенты, применяемые сегодня в Москве, аналогичны тем, что используются во многих городах Европы и Канады. При этом московские специалисты следят за новыми разработками в данной сфере. В случае, если среди них появится вариант, эффективный для Москвы, технология будет изменена.

Также некоторых смущает «чёрная грязь», в которую превращается снег под воздействием реагентов. Однако своим чёрным цветом жижа, которую тут же стараются убирать коммунальщики, обязана не реагентам. Средства по борьбе с наледью и снегом имеют белый или слегка желтоватый цвет. Чёрной же «грязь» становится из-за пыли на дорогах, а также продуктов переработки нефтепродуктов, используемых в автомобилях (бензин, масло).

А теперь представьте жизнь без реагентов. Что произошло бы, откажись Москва от использования этих эффективных средств по борьбе с гололёдом? Опыт показывает, что при выпадении снега на дорогах резко снижается средняя скорость движения и возрастает аварийность. Для пешеходов существенно увеличится вероятность получения травм.

Посмотрите на США. Там в связи с вызванными снегопадом инцидентами погибло порядка 40 человек. Основная причина — дорожно-транспортные происшествия на скользкой, не обработанной реагентами дороге, которую не успели расчистить коммунальные службы. Кто-то погиб под снегом и сосульками, срывавшимися с крыш. Был даже один случай, когда мужчина, пытавшийся очистить от снега двор, умер от сердечного приступа.

И что у нас? В Москве жизнь продолжается. Более того, с зимы 2010–2011 годов, когда была внедрена новая технология, отмечается снижение числа случаев получения травм, связанных с гололёдом. Если зимой 2010–2011 было отмечено почти 3,5 тысячи таких случаев, то годом позже — уже 2218, а зимой 2014–2015 годов — 1393. Эти данные свидетельствуют: уборка улиц с использованием реагентов эффективно защищает москвичей от гололёда.

Как у них?

В Европе и Северной Америке, в странах с отчасти схожим с нашим климатом, всё шире применяются различные химические материалы для борьбы с гололёдом на дорогах и городских улицах.

Только в США используют около 10 миллионов тонн хлористого натрия и порядка 300 тысяч тонн хлористого кальция. В Европе, во Франции эта цифра достигает 1,2 миллиона тонн, в Англии — порядка полутора миллиона тонн, в Дании — до 400 тысяч тонн, в Финляндии — около 150 тысяч тонн хлоридов.

Если мы захотим проанализировать и зарубежный опыт в очистке улиц от снега, то поймём, что многие из них значительно осложнили бы ситуацию на улицах российской столицы, а другие не прижились бы в нашей стране.

Так, например, в канадском Монреале при очистке улиц движение на них блокируются на полчаса – час. Представьте себе такое на Тверской или на МКАД, да ещё и в час пик — это же транспортный коллапс.

В японском Саппоро после обильных снегопадов спецтехника выходит на улицы лишь ближе к полуночи. До этого времени жители предоставлены сами себе — передвигайтесь, как хотите. Снег там не вывозят вовсе, а откидывают его к обочинам дорог, поэтому к концу зимы тротуары Саппоро превращаются в узкие снежные коридоры со стенами в два человеческих роста. Сравните это с московскими нормативами, когда высота сугроба на дороге не может превышать полуметра, а ширина — полутора.

Злитесь на эвакуаторов, которые забирают в Москве неправильно припаркованные автомобили? В Хельсинки уборщики снега могут потребовать освободить улицу от машин. В противном случае владельцу авто придётся возмещать расходы по перемещению своего железного коня — не менее 85 евро. По нынешнему курсу — это более 7 тысяч рублей.

Штрафами облагают горожан и в американских городах Нью-Йорке, Бостоне, в канадском Монреале, в том же финском Хельсинки и в норвежском Осло, славящемся своим высоким уровнем жизни. Там штрафуют, если ты не очистил территорию у своего дома или магазина в установленные сроки. Не хочешь делать это сам? Плати не менее 100 долларов (уже более 8000 рублей) специальной организации, которая сделает работу за тебя.

Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество