За последние годы московские власти сделали доступными для москвичей множество «фишек из будущего», которые ещё недавно казались совершенной экзотикой, а теперь жизнь без них в российской столице даже трудно представить.
Автобусы с открытым верхом
«Красный двухэтажный автобус у нас? Разве такое возможно?!» - прошлым летом москвичи, завидев «монстра» из Лондона, проезжающего мимо Кремля, смотрели ему вслед и лезли за мобильными телефонами и фотоаппаратами, чтобы «щёлкнуть» невиданную залётную птицу и поскорее рассказать о ней всем своим друзьям в соцсетях.
Ровно год назад в российской столице при поддержке столичного Комитета по туризму и гостиничному хозяйству стартовал первый маршрут для даблдекеров - тех самых двухэтажных автобусов, которые давно уже стали неотъемлемой частью пейзажа для жителей многих европейских столиц, а до нас почему-то всё никак не могли доехать. А ведь вид со второго этажа на Москву ничуть не хуже того, что открывается из автобусных окон в Риме или Мадриде.
Читайте также | |
---|---|
Зачем Москве двухэтажные автобусы? | |
В Москве заработал второй маршрут двухэтажных автобусов |
Итак, первый маршрут, уже ставший популярным как среди москвичей, так и среди гостей столицы, проходит по историческому центру: Болотная набережная - улица Серафимовича - Пречистенская набережная - Волхонка, Гоголевский бульвар - Арбатская площадь - Знаменка - Моховая - Охотный Ряд - Театральная площадь - Лубянская площадь - Красная площадь (Васильевский спуск) - улица Балчуг - Софийская набережная. Вся поездка длится 1 час 10 минут.
Месяц назад появился второй, более длинный маршрут по Новому Арбату, набережной Тараса Шевченко, через Бородинский мост, Смоленскую улицу и Смоленскую-Сенную площадь, мимо наиболее известных достопримечательностей Москвы. Поездка длится уже 1 час 45 минут.
Даблдекеры оборудованы складной крышей из двух секций - открытой и закрытой. В открытой части салона можно ездить в тёплое время года, в закрытой - круглый год. Автобус имеет 55 сидений, включая специально оборудованное место для инвалидов.
Все даблдекеры работают по принципу hop-on - hop-off, когда турист в течение суток с момента активации билета может неограниченное количество раз зайти и выйти на любой остановке по ходу тура, а потом вернуться и продолжить экскурсию на следующем автобусе.
Билет для взрослых стоит 600 рублей, для пенсионеров, студентов и детей (5-15 лет) - 500 рублей. Он действует в течение суток с момента первой посадки. Бесплатно прокатиться можно малышам до 5 лет и детям из многодетных семей, ветеранам и инвалидам.
Экскурсия проводится на русском, английском, немецком, испанском, французском, китайском, итальянском и арабском языках. Кстати, двухэтажные автобусы будут завоёвывать и другие столичные улицы. Третий маршрут уже в разработке.
Продавцы-автоматы вернутся в подземку
Ещё недавно улицы, подземные переходы, площадки у метро и железнодорожные платформы Москвы были забиты всевозможными ларьками, лотками и палатками, где нередко сбывали залежавшийся товар, а продавец запросто мог обсчитать или нахамить.
Кто бы подумал, что в такой сфере можно человеческий фактор свести к минимуму и одновременно ужесточить контроль за качеством того, что грызут, жуют и пьют москвичи. Каким образом? Как в хорошем фантастическом фильме: заменить людей на роботов. И автоматизация торговли в российской столице за последние годы достигла небывалого размаха, перегнав даже советские времена, когда у каждой станции метро стояли автоматы с газировкой. Теперь купить у машины можно практически всё! Помимо горячих и холодных напитков, пакетиков всякой не слишком полезной съестной всячины типа чипсов и сухариков вендинг (таким модным английским словом называется автоматизированная торговля) предлагает горячие сандвичи, открытые бутерброды и даже молоко в розлив. Кое-где автоматы в Москве стали альтернативой демонтированным хлебным палаткам. В них по дороге домой легко прикупить батон белого или буханку чёрного, чтобы не отстаивать ради этого очередь в супермаркете.
Кроме продовольствия автоматы способны продавать периодику, средства гигиены, безрецептурные лекарства и другие товары первой необходимости. Не за горами те времена, когда появятся в нашем городе и почтоматы, в которых можно будет получать почтовые отправления или заказы из интернет-магазинов.
А знаете ли вы... | |
---|---|
...что повсеместная установка торговых автоматов в Москве началась в конце 1950-х годов? Их серийное производство у нас стартовало сразу по завершении поездки Никиты Хрущёва в США. После этого в Москве да и в других крупных городах СССР появились тысячи автоматов по продаже газированной воды, на всех станциях метро - киоски по продаже жетонов. Не были в диковинку для советских граждан и автоматы по продаже газет. Расцвет такой торговли у нас пришёлся на конец 1960-х годов, когда в Москве открылся первый экспериментальный магазин «Автоматторг». Заведение без продавцов появилось в самом центре города - напротив Театра имени Ленинского комсомола. Здесь можно было купить молоко, кефир, ряженку, плавленые сырки и масло, а ещё бутерброды с сыром и варёной колбасой. Выпускали 12 видов всевозможных автоматов, но тем не менее самыми популярными у советских граждан всё-таки были агрегаты по продаже воды и, что удивительно, подсолнечного масла. Ими пользовались вплоть до 1990-х годов. К сожалению, с ростом инфляции автоматическая торговля практически сошла на нет. Но зато теперь она снова возвращается к нам. И в течение трёх лет на этот сегмент торговли инвесторы потратят до 10 млрд руб. |
Каковы же цифры? Только на текущий год в Москве запланирована установка 10 тыс. автоматов в аэропортах, на вокзалах, транспортно-пересадочных узлах, где потребность в быстрой торговле особенно ощутима. Появляются они и на улицах - работа по установке ведётся по 4,5 тыс. адресов. В 2014 году масштабы автоматизации торговли будут не менее грандиозными.
Порядка 10 тысяч мест для киосков без продавцов планируют подобрать в столице в начале следующего года. Благодаря роботам торговля вернётся и в вестибюли метро, где возможно разместить примерно 1,5 тыс. точек по продаже продуктов питания и воды.
Wi-Fi везде
Москва превратилась в столицу бесплатного беспроводного Интернета. В других европейских городах, где это изобретение давно взято на вооружение, Wi-Fi на самом деле не так уж и доступен. За первые пятнадцать минут, может, денег и не возьмут, а вот дальнейшие блуждания по Сети, как правило, стоят денег. Бесплатный Интернет без временных ограничений в мегаполисах мира нужно ещё поискать, а в Москве он уже есть во всех крупных парках и зонах отдыха.
Первый эксперимент по организации свободного доступа во всемирную паутину провели в 2012 году в метро. Тогда с марта по сентябрь в поездах Кольцевой линии столичной подземки можно было прочитать свою почту, початиться с друзьями и коллегами в соцсетях, узнать последние новости. Людям, имеющим смартфоны, ноутбуки и прочие гаджеты, нововведение очень понравилось. Ещё бы - пока трясёшься в вагоне, можно держать руку на пульсе города.
Этим летом эксперимент перекинулся на парки, и, как обещают, Wi-Fi останется там даже после того, как наступят холода. Технологии это позволяют.
Где же сейчас, лёжа на травке, можно быть всегда онлайн? В «Сокольниках», «Кузьминках», «Измайлове», «Филях», «Эрмитаже», на «Красной Пресне», в «Таганском», «Лианозове», «Бабушкинском», «Северном Тушине», «Люблине», «Перовском», в саду им. Баумана и многих других. Всего к концу этого года Wi-Fi обещают подключить в 75 скверах города. Не исключено, что и по соседству с вашим домом появится такой продвинутый зелёный пятачок. В настоящее время все точки раздачи бесплатного Wi-Fi в парках, а их там насчитывается более 130, отражены на карте портала «Открытые данные».
С помощью бесплатного доступа в Интернет столичные власти собираются сделать более привлекательными для молодёжи и особо охраняемые природные территории. Wi-Fi уже есть в Серебряном Бору, Бирюлёвском дендропарке, Крюковском лесопарке, заказнике «Долина реки Сетунь» и некоторых других.
Но и это ещё не всё! В августе столичное правительство приняло решение о выделении субсидий для оснащения студенческих общежитий бесплатной Сетью. Первые 10-15 вузов планируют подключить в максимально короткий срок, остальные будут обеспечены беспроводным Интернетом до конца года. Всего в Москве находится около 200 общежитий, в которых проживают 150 тыс. студентов.
Кроме того, летом 2014 года обещают начать устанавливать новые газетные киоски, которые станут одновременно и точками бесплатного беспроводного доступа в Интернет. По данным Департамента СМИ и рекламы, всего их будет около 2600 штук. Проект планируется осуществить за счёт инвесторов. Скорость установки - примерно 200 киосков в месяц.
А что осталось ждать совсем недолго? Wi-Fi снова возвращается в метро. 5 сентября бесплатный Интернет появится на Каховской линии. Причём обещают, что он будет гораздо быстрее любого домашнего. Это значит, что пассажиры смогут смотреть фильмы и слушать музыку, а не только читать. Жаль только, что линия эта совсем коротенькая. Много новостей узнать не успеешь. Но после Каховской до конца года обещают оснастить ещё несколько веток, среди претендентов, например, Калининская линия.
Зелень по вертикали
По сравнению с мегаполисами различных стран Москва занимает одно из первых мест по количеству кустов и деревьев на душу населения. Однако распределены они по городу неравномерно.
Как показала аэрокосмическая съёмка, центр и юго-восток столицы практически совсем лишены растительности, а в промзонах тысячи квадратных метров занимают серые крыши складов, гаражей и подсобных помещений. Чтобы исправить ситуацию, необходимы самые новейшие технологии, которые сегодня используются в мире для озеленения городских территорий. И такие столичное правительство уже начало внедрять на наших улицах.
Как заявили недавно в Департаменте природопользования, в течение ближайших пяти-десяти лет в Москве планируется посадить около 1 млн деревьев. Но параллельно будут вестись работы и по нестандартным способам озеленения. Например, живыми растениями украсят крыши и фасады зданий. Точно так же, как в Париже или Брюсселе.
Один из таких экспериментов запланирован на Арбате. Здесь в 2014 году превратят в зелёный ковёр сразу несколько крыш. Муниципальные депутаты района уже предложили экологам и дизайнерам на выбор два десятка домов, которые можно заставить клумбами.
Отдельные попытки нестандартного озеленения проводятся и в спальных районах города. Например, в недавно построенном микрорайоне Загорье - самом высоком жилом комплексе Южного округа - на домах предусмотрены технические возможности для вертикального озеленения. Осталось только найти и посадить растения, которые смогут вытерпеть капризы нашей российской погоды.
Оказывается, сейчас модно украшать дома не только цветами и лианами, но и самым настоящим мхом. И Москва от всемирной моды не отстаёт. В преддверии Дня города в столице появилось первое экограффити. Украсили им Дом книги на давно «засохшем» Новом Арбате. На стену здания нанесли не краску, а специальный экосостав, который через некоторое время превратился в надпись из самого настоящего мха: «Москва - зелёный город».
Обычно экокраска прорастает за две-три недели. Такой необычный способ озеленения уже используют в Нью-Йорке, Торонто и Амстердаме. Если эксперимент с Домом книги получит одобрение москвичей, то в следующем году у нас станет таких зелёных зданий гораздо больше. Единственный недостаток экоукрашений в том, что заморозки они не переносят. И каждый год мох придётся сажать на стены заново. Но результат точно того стоит!
Электронные помощники
А знаете ли вы... | |
---|---|
...что москвичи стали первыми интернет-пользователями в нашей стране? В 1990 году учёные Института атомной энергии имени Курчатова соединились с мировой Сетью, положив начало современному Рунету. А вот первое в России интернет-кафе появилось в 1996 году сначала в Санкт-Петербурге, потом в Переславле-Залесском и лишь затем в Москве, зато у нас открылось их сразу три. Сегодня большинство жителей столицы своей жизни без Интернета и не представляют, что подтверждают исследования социологов. Так, например, согласно опросу «Левада-центра», 53% жителей столицы заходят в Сеть ежедневно, 18% - несколько раз в неделю и 4,8% - хоть раз за семь дней. При этом 34,8% москвичей ни дня не могут прожить, чтобы не заглянуть в социальные сети и не обменяться там с друзьями хотя бы парой сообщений. Ещё 14,5% бывают там несколько раз в неделю и 8% - хотя бы один раз. Даже новости многие предпочитают узнавать, не щёлкая ТВ-пультом, а садясь за компьютер, - таких 27%. |
Выйдя из дома, мы уже и не замечаем, сколько электронных помощников сопровождают нас в путешествиях по городу. Самый удобный из них - карта «Тройка» - единый проездной, дающий право пользоваться сразу и метро, и наземными видами транспорта. Введён весной этого года. Ну в самом деле, надоели длинные очереди в кассы в час пик и разбросанные всюду кучи использованных одноразовых билетиков. Теперь на смену им пришёл универсальный электронный кошелёк: на карту можно перевести любую сумму в пределах 3 тыс. рублей, и за каждую поездку у вас просто списывается фиксированный тариф в зависимости от вида транспорта. Сейчас проще всего пополнить счёт через кассы метро, но к концу года станут доступны такие возможности, как перевод денег через терминалы оплаты, онлайн и с помощью SMS-сообщений. Кроме того, с помощью «Тройки» можно будет оплачивать парковку, проезд в электричках и аэроэкспрессах.
Ещё один прорыв - появление в Москве «умных» остановок. Они давно радуют европейцев, а для нас пока в диковинку. Есть только на самых оживлённых транспортных узлах, но всё впереди. Кто не видел - это электронные табло, сообщающие, через сколько точно прибудет ближайший автобус. Кстати, они помогают не только пассажирам, но и правоохранителям, поскольку оснащены камерами видеонаблюдения, позволяющими следить за порядком в городе. Всего до конца года в столице появится более 600 «умных» остановок. Специальные табло появляются повсеместно и возле городских парковок - они показывают автолюбителям, есть ли свободные места.
Ну а светофорам с секундомером, отсчитывающим, сколько осталось гореть красному или зелёному, мы уже и не удивляемся, хотя ещё недавно видели их только в американских и европейских фильмах.
Специальный выпуск «АиФ СВ»: День моего города