Власти Украины в рамках собственного расследования катастрофы авиалайнера Boeing 737 украинской авиакомпании МАУ под Тегераном намерены рассмотреть версию о поражении самолета ракетой российского ЗРК «Тор».
«Информация об обнаружении обломков российской ракеты уже появилась в сети интернет»
Об этом заявил украинский журналист Юрий Бутусов со ссылкой на комментарий секретаря СНБО Украины Алексея Данилова, данный порталу Цензор.Нет.
«Сегодня ночью, согласно решению президента Украины Владимира Зеленского, государственная комиссия по расследованию катастрофы "Боинга" компании МАУ прибыла в Тегеран. В составе группы 45 человек, это представители 12 министерств и ведомств, — привел Бутусов слова Данилова на своей странице в Facebook. — В настоящее время идет совещание с участием представителей компетентных органов Ирана, в том числе иранского IСАО — международной организации гражданской авиации. Изучаются различные версии внезапного падения самолета, среди основных:
— поражение самолета зенитной ракетой ЗРК, в том числе ЗРК "Тор", так как информация об обнаружении обломков российской ракеты близ места катастрофы уже появилась в сети интернет;
— столкновение с БПЛА либо другим летающим объектом;
— разрушение и взрыв двигателя по техническим причинам;
— взрыв внутри самолета в результате террористического акта.
В состав комиссии включены специалисты, которые принимают участие в международном расследовании атаки российских военнослужащих на малазийский "Боинг" МН-17 17 июля 2014 года в воздушном пространстве Украины, а также в экспертизе фрагментов российской зенитной ракеты "Бук", которая сбила малазийский самолет. Как известно, наши эксперты показали высокий уровень профессионализма в этом деле.
Наша комиссия в данный момент согласовывает с иранскими властями вопрос выезда на место катастрофы и намерена провести поиски обломков российской зенитной ракеты ЗРК "Тор" согласно тем данным, которые были опубликованы в интернете. Мы используем все наработки по расследованию атаки на "Боинг" МН-17, чтобы установить истину и в деле о гибели украинского самолета в Тегеране».
«Самолет загорелся в воздухе»: иранские эксперты обнародовали первые выводы
Авиалайнер Boeing 737-8KV авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ), выполнявший международный рейс PS752 по маршруту Тегеран — Киев, потерпел катастрофу 8 января 2020 года спустя несколько минут после вылета из аэропорта Тегерана. Погибли 167 пассажиров и 9 членов экипажа.
Среди погибших оказались граждане Ирана, Канады, Швеции, Украины, Великобритании, Германии и Афганистана.
Вечером 8 января агентство Reuters со ссылкой на источник в спецслужбах Канады сообщило, что западные разведывательные службы полагают наиболее вероятной версией случившегося техническую неисправность. Собеседник агентства сообщил, что имеются свидетельства перегрева одного из двигателей самолета.
Утром 9 января агентство Tasnim опубликовало первые выводы экспертов Организации гражданской авиации Ирана.
«Самолет загорелся в воздухе. Согласно сообщениям очевидцев, огонь был виден на самолете и распространялся по его фюзеляжу», — говорится в документе. По утверждению иранских специалистов, экипаж самолета после обнаружения неисправности предпринял попытку вернуться в аэропорт вылета.
«Траектория самолета, который первоначально направлялся на запад из аэропорта, говорит о том, что после появления технической проблемы он развернулся», — заявляется в отчете.
Оба «черных ящика» обнаружены, однако они, по словам иранской стороны, получили серьезные повреждения. Начальник департамента реагирования на чрезвычайные происшествия Организации гражданской авиации Ирана Хасан Резаифар заявил: «Чёрные ящики будут расшифровываться в авторитетной государственной лаборатории Ирана. Таким образом, иранские законы устанавливают правила, где и как их нужно расшифровывать».
Также утверждается, что с момента вылета и до момента крушения пилоты не передавали диспетчерам информации о чрезвычайной ситуации на борту.
Что из себя представляет ЗРК «Тор»?
Всепогодный тактический зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Тор» предназначен для решения задач противовоздушной и противоракетной обороны на уровне дивизионного звена. Первая модификация «Тора» была принята на вооружение в 1986 году.
Система «Тор» предназначена для прикрытия важных административных, экономических и военных объектов, первых эшелонов сухопутных соединений от ударов противорадиолокационных и крылатых ракет, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов, планирующих авиабомб, самолётов и вертолётов, в том числе и выполненных по технологии «стелс».
Существует около десятка различных модификаций комплекса, которые стоят на вооружении многих стран мира, в том числе Украины и Ирана.
По данным на 2016 год, Иран располагал 29 комплексами 9К331 «Тор-М1».
Зеленский просил воздержаться от спекуляций. Его не услышали?
Заявления главы СНБО Украины о некоем опыте, присутствующем у украинских экспертов в связи с расследованием катастрофы МН-17 в Донбассе, ничего, кроме недоумения, вызвать не могут. Украинские специалисты не работали на месте падения МН-17 и не занимались какими-либо поисковыми работами. Что же касается обломков, которые были представлены в Нидерландах, то они и вовсе, согласно серийному номеру, оказались принадлежащими зенитной ракете, находившейся в распоряжении украинских военных со времен распада СССР.
«Уровень профессионализма» украинских экспертов в этой связи может вызывать лишь сожаление. А бесконечное повторение тезиса о «российской ракете» в истории с катастрофой под Тегераном заставляет думать, что официальный Киев пытается не столько установить истину, сколько в очередной раз разыграть политическую карту.
Ранее президент Украины Владимир Зеленский в обращении к народу в связи с катастрофой сказал: «Я прошу всех, особенно когда Украина находится в условиях информационной войны, воздержаться от манипуляций, спекуляций, теорий заговора, поспешных категорических оценок и непроверенных версий. Это не тема для хайпа, лайков в соцсетях, сенсаций и конспирологических теорий».
Похоже, что даже в ближайшем окружении Зеленского его услышали не все.