«Зерновая сделка» приказала долго жить, как и украинские порты Одесса — на Черном море, Вилково, Килия, Измаил и Рени — на Дунае. Через них Киев вывозил зерно для «голодающей» Европы и США, взамен получал оружие и боеприпасы. Ударами ракет «Оникс» и беспилотников «Герань» грузовые терминалы и причалы этих портов превращены в груды бетонного мусора.
Наглецов надо учить
Хроника похорон «аграрной сверхдержавы» Украины следующая. Восемь дней назад Россия заявила, что все морские суда, движущиеся в порты Украины, с 00:00 20 июля рассматриваются как потенциально вражеские со всеми вытекающими последствиями. Можем потопить, можем интернировать — морское право это позволяет. Тем же утром, чтобы никто не тешил себя иллюзиями, что русские не рискнут сделать такой шаг, российский ракетный катер «Ивановец» показательно пустил на дно украинский фрегат «Тернопiль». Российская ракета «Москит», пробив правый борт, отправила украинскую посудину в пучину.
«А нам все равно»
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба еще продолжал хорохориться, заявляя в интервью изданию Timеs: «Мы готовы пойти на любые риски. Я думаю, наш посыл миру прост: нам не нужна Россия для участия в “зерновой сделке”». Предваряя вопрос журналиста о реальности угроз России рассматривать суда, идущие на Украину, как вражеские, Кулеба сказал: «Если вы спросите, готовы ли мы проверить это? Да, мы готовы».
Украинский министр был готов рискнуть чужой собственностью и жизнями, ему это не впервой, а вот судовладельцы и страховщики — отказались. И трафик портов «незалежной» стал — ни туда, ни сюда.
Огненное шоу со снайперской точностью
Чтобы ни у кого не возникло желания рискнуть, Россия решила вопрос кардинально: за несколько дней сровняла с землей все украинские порты. «Ониксами» досталось Одессе. Украинская ПВО не смогла сбить ни одной гиперзвуковой российской ракеты. В итоге крупнейший украинский порт перестал функционировать от слова «совсем». Крылатыми ракетами уничтожен и железнодорожно-автомобильный мост над Днестровским лиманом в районе поселка Затока, соединявший ветку Одесса — Измаил — Рени.
Затем российские «Герани» перекрыли и «дунайскую лазейку» киевского режима. Румынские пограничники в течение двух суток наблюдали «огненное шоу» на украинской стороне, когда наши беспилотники громили инфраструктуру дунайских портов. Торговые суда жались поближе к румынскому берегу, чтобы не попасть под раздачу. Но «Герани» атаковали со снайперской точностью — все прилеты только по украинской стороне.
По воде, аки посуху
Чисто теоретически поставки зерна в Европу можно вести баржами по Дунаю вглубь Европы. Но тут есть одно большое «но». И причина уже не Россия, а жаркое лето. Дунай обмелел настолько, что стал почти непригоден для судоходства. Прошлым летом в Сербии из-под воды уже торчали остовы фашистских кораблей, затопленных по фарватеру. А это лето не сравнится по зною с прошлым, температура воздуха выше на несколько градусов. Многие европейские реки пересохли напрочь, а там, где движение еще идет, суда загружают наполовину от тоннажа, а то и меньше.
Но, как говорят, «на Бога надейся, а сам не плошай». Удары по морской и речной инфраструктуре Украины надо продолжать наносить, не давая времени на восстановление. Умерла, так умерла.