Украинская борьба с тем, что в Киеве называют «российской агрессией», ведет к полному разрушению остатков былого величия этой страны. Ибо реальные достижения, которыми пытается гордиться Украина, связаны с Россией и Советским Союзом.
За что арестовали конструктора КБ Антонова?
Украинская прокуратура сообщила о задержании в Ирпене Службой безопасности Украины ведущего конструктора авиапредприятия «Антонов». Специалист обвиняется в «оправдании вооруженной агрессии Российской Федерации» (ч. 2 ст. 436-2 УК Украины). В случае признания виновным ему грозит наказание до 5 лет лишения свободы.
Как пишет украинский Telegram-канал «Политика страны», подозреваемый в течение марта-апреля 2022 года, «имея пророссийские настроения, распространял в социальных сетях публикации, направленные на поддержку действий РФ и оправдывание ее вооруженной агрессии против Украины».
В частности, он распространял такие сообщения: «Нет такой страны как Украина. Есть окраина России», «Zа наших», «Сила V правде». Также специалист авиастроения публиковал карту с территориями, которые перешли под контроль ВС РФ, а также армий ДНР и ЛНР.
То, что представитель КБ Антонова исповедует подобные взгляды, может удивлять только человека непосвященного. Ибо так называемое «украинское авиастроение» является осколком большого советского авиастроения, разделить которое без ущерба просто невозможно.
«Ан», рожденный в Сибири
Собственно говоря, КБ Антонова возникло вовсе не на территории Украины. Его отец-основатель Олег Константинович Антонов является уроженцем деревни Троица Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии.
Юность Антонова прошла в Саратове, где он и сконструировал свой первый планер. С 1933 года Антонов работал главным конструктором планерного завода в Тушино, а в 1938 году стал ведущим инженером КБ Яковлева.
В 1943 году Антонов стал 1-м заместителем конструктора Яковлева, а в 1946 году возглавил предприятие в Новосибирске, на базе которого было образовано опытно-конструкторское бюро ОКБ-153. Главным конструктором нового КБ стал Антонов. ОКБ-153 получило задание на разработку самолета для нужд сельского хозяйства.
Первый испытательный полет самолета Ан-2 состоялся 31 августа 1947 года. Новому самолету была суждена долгая и славная жизнь. Он был занесен в Книгу Гиннесса как единственный в мире самолет, серийный выпуск которого продолжался более 60 лет.
Вскоре в Новосибирске, где КБ Антонова делило площади с другими авиастроителями, новой фирме стало тесно. Летом 1952 года КБ переехало в Киев, где на местном авиазаводе было налажено серийное производство Ан-2.
Великая эпоха
Советская история КБ Антонова богата на достижения. На предприятии создавались пассажирские и транспортные самолеты, которые не имели аналогов в мире.
Под руководством Антонова, в частности, были созданы самый большой в мире турбовинтовой самолет Ан-22 «Антей» и тяжелый дальний транспортный самолет Ан-124 «Руслан».
«Руслан», ставший последним детищем Антонова, по сей день носит звание крупнейшего в мире серийного грузового коммерческого самолета. Ан-124 установил десятки мировых рекордов; самолеты этого типа занимаются перевозкой уникальных грузов, которые не под силу ни одному другому лайнеру в мире.
Под руководством пришедшего на пост генерального конструктора после смерти Антонова Петра Балабуева был создан транспортный реактивный самолет сверхбольшой грузоподъемности Ан-225 «Мрия» — тот самый, что был уничтожен артиллерией ВСУ в самом начале специальной военной операции.
Деградация
Все крупнейшие проекты КБ Антонова создавались для нужд большого государства, как военных, так и гражданских. Эти работы велись в тесной кооперации с другими союзными республиками, в первую очередь с РСФСР.
В 2007 году умер уроженец Луганщины, Герой Социалистического Труда Балабуев, с огромным трудом удерживавший КБ на плаву после развала СССР.
В 2015-м заместитель руководителя российского Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко дал весьма нелестную оценку того, что произошло потом: «После смерти Балабуева КБ Антонова деградировало и сегодня фактически является авиакомпанией, которая притворяется конструкторским бюро».
Все реальные перспективы возрождения марки «Ан» были связаны с Россией. Но, во-первых, на рынке постсоветского авиастроения существует достаточно жесткая конкуренция, и представителей «Ан» далеко не все были рады видеть в Российской Федерации, а во-вторых, все возможные проекты тормозились из-за политической турбулентности в Киеве.
Переворот стал приговором
Государственный переворот 2014 года фактически стал смертным приговором украинскому авиапрому. Истории о его возрождении на чисто украинской основе при помощи западных партнеров выглядят как скверный анекдот.
Начиная с 2016 года «Антонов» не поставил ни одного самолета заказчикам даже по прежним контрактам, не говоря уже о каких-то новых. Разговоры о том, что новый самолет Ан-178, созданный без российских комплектующих, способен завоевать мировой рынок, выглядят особенно забавно с учетом того, что пока не передано заказчикам ни одной серийной единицы этой модели. Зато есть масса скандалов, поскольку страны, ранее работавшие с Украиной, обвиняют представителей «Антонова» в нарушении условий контрактов и фактическом срыве обязательств.
Да и как тут что-то построишь, если главной темой становится голосование за «народное название» нового самолета, где фигурируют такие варианты, как «Степан Бандера» и «Киборг»?
В 2016 году Украину покинул бывший генеральный конструктор КБ Антонова Дмитрий Кива, уехавший в Азербайджан. «Мою должность в АНТК “Антонов” просто упразднили… По моим сведениям, сделано это было по указанию “высокого начальства”. Так что другого выхода у меня просто не было», — признавался он.
Что делать с
Люди, посвященные в тему, открыто говорили: в последние годы те, кто взял власть на «Антонове», занимались самым настоящим дерибаном остатков великого наследия. Продавалось и разворовывалось все, что только можно.
Легендарное советское КБ растеряло большинство специалистов и квалифицированных рабочих.
Идеология разворовывания остатков и выпрашивания у Запада денег под аргумент «мы же против России» не нуждается в высоком полете. «Антонов» был слишком велик для постмайданной Украины.