Нурсултан Назарбаеввыступил со специальным обращением к народу, в котором рассказал о перераспределении власти в Казахстане. В частности, глава государства заявил, что президент будет выполнять стратегические функции, исполнять роль верховного арбитра, а также отвечать за внешнюю политику, национальную безопасность и обороноспособность страны. Правительство, министерства, парламент будут отвечать за социально-экономические процессы. Что это означает для Казахстана, АиФ.ru рассказал эксперт в области внутренней и внешней политики, обороны и безопасности Григорий Трофимчук.
Наталья Кожина, АиФ.ru: Григорий Павлович, как можно трактовать слова Нурсултана Назарбаева? Не переход ли это к парламентской республике?
Григорий Трофимчук: По словам самого президента Казахстана, вопрос перераспределения полномочий между ветвями власти — принципиальный. Это действительно так. Но я бы не называл предложение Назарбаева (усилить функции парламента и правительства, — ред.) уклоном в сторону парламентской республики. Здесь несколько другой расклад, и мы должны его правильно понять и максимально точно квалифицировать эти высказывания.
Наш евразийский менталитет устроен таким образом, что какой бы ни была конституция, какие-то внутренние договорённости и перераспределение власти, мы считаем главным ответчиком за всё именно главу государства. Но теперь президент будет уже чисто юридически, на законной базе отвечать исключительно за стратегические и организационные функции, которые перечислены в заявлении. С точки зрения лавирования в сложных условиях это имеет смысл. Но с точки зрения менталитета нескольких миллионов граждан, наверное, не очень. Здесь помимо менталитета необходимо иметь в виду также психологический настрой населения. Саму ситуацию. Естественно, всё, что предложено, будет закреплено законодательно. Но у людей всё же останется своя оценка ситуации. И если экономическое положение будет ухудшаться, то на неё может повлиять в любой момент кто угодно.
— Заявление Назарбаева продиктовано исключительно экономическими причинами или есть ещё какие-то факторы?
— Как опытный руководитель он в первую очередь учитывал то, что происходит в экономике. Назарбаев понимал, что в обозримом периоде выправить ситуацию будет практически невозможно, поэтому и было принято решение идти по такому пути. Безусловно, здесь есть определённые риски. Кто-то будет называть эти реформы уходом в парламентскую республику, но, по сути, это не так. Если бы ситуация в экономике не ухудшалась, а хотя бы была стабильной, можно было бы совершенно спокойно идти в эту сторону. А сейчас есть риски.
— Принятое решение может как-то отразиться на взаимодействии России и Казахстана?
— Мы во многих отношениях союзные государства, России небезразлично то, что происходит в Казахстане. Однако думаю, что обсуждаемая тема не повлияет на наши отношения и общую стратегию совместного развития. Если всё будет развиваться так, как планирует сейчас глава государства, и реформы не окажут на внутреннюю обстановку в Казахстане какого-то незапланированного влияния.