Примерное время чтения: 5 минут
238

Почему Запад панически боится Россию?

- Во время визита во Владикавказ председатель Совета Федерации Сергей Миронов заявил о том, что 26 августа сенаторы будут обсуждать вопрос признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии. Этот же вопрос будет стоять на повестке дня внеочередного заседания в Госдуме, которое пройдёт также в следующий вторник. По словам Сергея Миронова, необходимости в дополнительных референдумах по этому вопросу нет. Как бы вы могли прокомментировать его заявление?

- Эта тема сейчас является одной из самых актуальных. Действительно, и Абхазия, и Южная Осетия неоднократно обращались в адрес высшего руководства Российской Федерации, в том числе, парламента. Какого-то специального референдума в этом смысле я не вижу. Сейчас в Совете Федерации идёт подготовка над соответствующим документом к заседанию 26 числа. Детали пока ещё не могу говорить в слух, но задача достаточно чёткая и понятная для депутатского и сенаторского корпуса России. Мы вплотную подошли к принятию очень принципиального, очень важного и с точки зрения международного права, и с точки зрения элементов нравственности, решению.

- Эксперты Запада постоянно указывают на то, что утверждение суверенитета непризнанных республик невозможно, поскольку тогда будет нарушен принцип территориальной целостности Грузии. Что об этом можно сказать с точки зрения международного права?

- Есть основополагающие императивные нормы международного права, которые составляют кодекс поведения, и они зафиксированы в Уставе Организации Объединённых Наций: есть Декларация о принципах международного права 1970 года, есть Декларация принципов Хельсинского Заключительного акта 1975 года. Перечисляю эти названия и источники только потому, что принцип права народов на самоопределение до сих пор относится к категории императивных и наиболее важных начал современного международного сообщества.

Действительно, говорят, что он вступает в противоречие с принципом территориальной целостности. Я думаю, что можно найти развязку между этими принципами. Для того чтобы принимать решение о международно-правовом признании, которое на самом деле имеет исключительно политическое значение и должно оказать соответствующую поддержку тому государству, территории, образованию, в отношении которого применяется этот акт, сегодня с точки зрения обычных норм международного права – это очень важно – письменных норм договорных не существует, но обычай сложился. Если применять эти обычаи, эти критерии, то действительно и Абхазия, и Южная Осетия обладают набором государственных признаков: они эффективно осуществляют контроль над территорией, есть эффективная власть (и законодательная, и исполнительная), есть экономика, которая позволяет им самостоятельно существовать, и, наконец, есть фактически реализация международной правосубъектности. Они контактируют и с ООН, с Парламентской ассамблеей Совета Европы, есть контакты по линии Европейского парламента, с Евросоюзом; конечно, самое активное взаимодействие – со структурами СНГ. Этот набор фактического и юридического даёт основание для того, чтобы Государственная дума и Федеральное собрание Российской Федерации приняли положительное решение в отношении признания независимости республик.

- Есть мнение, что это решение вызовет незамедлительную реакцию Запада, который уже сейчас предпринимает попытки для того, чтобы сделать Россию своего рода изгоем.

- Да, безусловно, реакция Запада будет отрицательной, потому что там существуют очень серьёзные проблемные ситуации: и баски, и корсиканцы, и север Италии, и по многим другим направлениям. Но прецедент был заложен в Косово, когда диалектика политики и права склонялась в сторону политики. Косово сегодня признано почти сорока государствами, что противоречит резолюции 1244 Совета Безопасности ООН. В случае кавказского региона мы не будем наблюдать подобного рода расхождений. Справедливость говорит «за», право говорит «за». Надо принимать решение.

- Говоря о грузино-югоосетинском конфликте, многие эксперты утверждают, что Россия якобы проиграла в информационной войне, которую развязали против неё Соединённые Штаты. Вы согласны с этим утверждением?

- Дело в том, что российские СМИ, и AIF.RU в том числе, прекрасно отработали внутри российской аудитории. Здесь, безусловно, накоплен очень серьёзный опыт. С точки зрения внешнего потребления, есть серьёзные проблемы, и они обнажились. Ещё много придётся нарабатывать и капитала и опыта «Russia Today», «Голосу России», телевизионному вещанию Российской Федерации.

Я вам первым скажу свою идею: я думаю, что и Совет Федерации, и Государственная дума могли бы выступить с инициативой – и это моё глубокое убеждение – в том, чтобы начать формировать эффективные внешнеполитические пропагандистские структуры России. Здесь огромная площадка для работы. Тема и проблема понятна, она требует кардинального пересмотра финансирования этого проекта, она требует подготовки новых кадров, внимательного изучения английского, американского опыта, который накоплен в других странах Европы.

Сегодня, когда мы говорим о возрождении, становлении новой российской государственности, говорим о своём позиционировании в международном общении, нам подобного рода служба, которая занималась бы вопросами публичной дипломатии, объясняла бы позиции России с аргументами в руках, с конкретными фактами, крайне важна. Создание подобной структуры я буду обсуждать 26 числа.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах