Примерное время чтения: 5 минут
162

Особенности национальных выборов. Как это было в Саратове

Вбрасывания и карусели

Уже в 8 утра воскресенья у многих избирательных участков стояли группы заспанных людей. Не успели ещё члены комиссий занять свои места, как возбуждённые избиратели, распихивая друг друга локтями, устремился получать заветные бюллетени. У кабинок и урн быстро образовались очереди. Представители власти не могли нарадоваться политической активности электората. Ложкой дёгтя стали протесты наблюдателей некоторых политических партий, требовавших разрешить им выполнить свои непосредственные обязанности.

«Нас не подпускают к урнам ближе, чем на 15 метров!, - хором протестовали представители ЛДПР, КПРФ и Справедливой России, - С места, где нам разрешают находиться, урны не видно даже в бинокль! Сейчас там можно накидать, что угодно и никто не заметит». Действительно: голосование проходило в школе, ящики с российским гербом, куда опускались бюллетени, находились на противоположном конце довольно обширного спортивного зала. Пытавшихся приблизиться наблюдателей нежно, но уверенно тормозил член комиссии с военной выправкой, объяснявший, что голосование – дело интимное и не стоит отвлекать желающих отдать свой голос. При этом мне попытались запретить фотографировать, требуя письменное разрешение, которое необходимо было получить на следующий день в городском УВД.

Вскоре выяснилось, что подозрения оппозиционеров не лишены оснований. На 309 избирательном участке присутствовавшие смогли поймать за руку двоих молодых парней, запихавших урну целую пачку бюллетеней. «Через 3 часа после начала голосования мы начали замечать, что происходят вбросы, - рассказал мне член избирательной комиссии одномандатного избирательного круга № 18 г. Саратов Станислав Щербаков, - Дополнительных листов было так много, что они просто застревали в прорези. Один из этих случаев удалось заснять на видеокамеру. Мы задержали злоумышленников и вызвали правоохранительные органы. После этого урна должна быть опечатана для проверки и пересчёта бюллетеней». Однако даже спустя полтора часа после приезда следственно-оперативной группы урну так и не опечатали. Правда, парней в спортивных костюмах, подозреваемых во вбросе, полицейские всё же забрали в районное отделение.

Через полчаса стало известно, что на соседнем 310 участке вбрасывателя поймал с поличным лейтенант полиции прямо в процессе засовывания пачки заполненных бюллетеней в отверстие урны. Несостоявшийся фальсификатор отказывался отвечать на вопросы и натягивал на глаза шапку. По словам правоохранителей, в случае, если преступление будет доказано, его, согласно 142 статье УК РФ, ждёт до 3 лет лишения свободы. Очевидцы происшествия утверждали, что на всех листах для голосования галочка стояла в графе кандидата от Единой России.

«Создаётся впечатление, что кто-то намеренно хочет сорвать выборы, - заявил мне кандидат от партии ЛДПР Игорь Мальцев, - Уже выявлены факты использования так называемой «карусели» - в городе было отпечатано 15 тыс. открепительных удостоверений, по которым некоторые лица, переходя от участка к участку, получают бюллетени и голосуют много раз. При этом сами удостоверения у них не забирают. Кроме этого есть данные, что студентов принуждают голосовать за определённую партию, угрожая отчислением из ВУЗа или выдворением из общежития». Несколько студентов, отказавшиеся назвать мне свои имена, подтвердили, что с них требуют показать заснятую на камеру мобильного телефона бюллетень с проставленной в «правильном» месте галочкой.

Самопровокация

«В полупустой зал для голосования организованно заходит несколько десятков человек, абсолютно перекрывая видимость для наблюдателей и членов комиссии, - рассказал кандидат от КПРФ Николай Бондаренко, - Меня просто снесли с ног. У всех в руках были открепительные удостоверения. После того, как удалось призвать их к порядку, эти люди развернулись и вообще не проголосовав, удалились. Мы предполагаем, что подобная ситуация характерна для всех избирательных пунктов».

Попытавшись разобраться в сложившейся ситуации, я отправился в городскую избирательную комиссию Саратова. Там выяснилось, что никаких специальных разрешений на проведение фотосъёмки процесса голосования не требуется. В помещении часто раздавались звонки граждан, недовольных процедурой голосования. Однако, как не странно, члены городской комиссии не были в курсе уже выявленных нарушений. «Если даже подобные факты имеют место, уверена, что это – провокация кого-то из оппозиционеров! – заявила заместитель председателя комиссии Виктория Саакян, - С ними должны разбираться компетентные органы».

За день я посетил около 10 избирательных пунктов города. Практически на всех находились недовольные оппозиционеры, жаловавшиеся на те или иные нарушения. Но лично мне непонятно другое. Кто дал команду настолько криво, нагло и цинично нарушать порядок проведения главной демократической процедуры в стране? Остаётся надеяться, что компетентные органы не спустят эту ситуацию на тормозах и виновные получат реальное наказание.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (15)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах