Конец сентября этого года прошел в Вашингтоне под знаком российско-американских переговоров по военным вопросам. Сперва в американскую столицу приехал наш министр обороны Анатолий Сердюков. Затем сенатский комитет по международным делам рекомендовал Сенату ратифицировать договор по противоракетной обороне (ПРО), подписанный президентами Медведевым и Обамой в Праге. И, наконец, в Вашингтоне прошла очередная конференция Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы. Эта международная неправительственная организация, объединяющая ведущих мировых экспертов в области нераспространения ядерного оружия, ядерных материалов и средств доставки. Разумеется, в центре дискуссий на этот раз стала судьба Пражского договора. Слово – участникам с российской и американской стороны.
Виктор Есин (Россия) - генерал-полковник в отставке, ранее – начальник главного штаба Ракетных войск стратегического назначения:
- Договор заключается на 10 лет, а за этот срок при всем желании создать глобальную систему ПРО невозможно. Я, да и другие эксперты, утверждая это, исходим из очевидных реалий: администрация Барака Обамы обрезала финансирование многих противоракетных программ. Например, в обозримом будущем не получат финансирования программы KIA, предназначавшаяся для замены ныне существующих ракет-перехватчиков GBI. Программа NKV, призванная снабдить противоракеты множественными (типа шрапнели) ударными элементами вместо одного, как у нынешних, тоже осталась без финансирования. Именно поэтому американский генерал О`Рейли, глава тамошнего противоракетного агентства, утверждает, что для гарантированного уничтожения одной северокорейской ракеты ему необходимо иметь 4 противоракеты. А «задвинут» был проект, сулящий двадцатикратную (!) эффективность. Таким образом, вот что мы имеем на сегодняшний день: «замороженный» стратегический эшелон ПРО и 38 уже имеющихся противоракет в двух позиционных районах – в Калифорнии и на Аляске. Последний, кстати, будет открыт только в 2015 г. – 14 шахт, в 8 из которых будут реально установлены ракеты. Ясно, что при таком раскладе США могут застраховать себя максимум от нападения со стороны Северной Кореи, но никак не со стороны России. Понятно также, что Иран в период действия договора даже теоретически не сможет сделать МБР, которые долетят до США. До Европы – да, но это направление американцы планируют прикрыть при помощи ПРО Европейского театра военных действий. Мой прогноз: договор скоро будет ратифицирован и в РФ, и в США. Он проживет отпущенный ему срок и ни одна из стран из него не выйдет.
Линтон Брукс (США) – старший советник Центра стратегических и международных исследований. Ранее – заместитель министра энергетики США по вопросам ядерной безопасности:
- Даже 25 лет назад, когда США были как никогда заинтересованы в создании глобальной системы ПРО против советских ракет – даже тогда было принято решение пойти на сотрудничество с СССР и заключить договор по ПРО. (Речь идет о договоре 1972 г., из которого США вышли при Буше-младшем. – Ред.) И тогда, и сейчас в нашей стране раздавались голоса: ну давайте поднажмем еще немного и добьемся глобального доминирования над Советами! Однако если сейчас посмотреть на планы нынешней администрации США в области ПРО, мы увидим, что они направлены не на достижение превосходства, а на поддержание ракетно-ядерного паритета с Россией.
Думаю, истина состоит в том, что США не заинтересованы в том, чтобы тратить огромные деньги на создание противоракетной обороны, которую Россия будет преодолевать, вкладывая в это не менее значительные для себя суммы. Америка скорее заинтересована в полноценном сотрудничестве с Российской Федерацией, в создании единой противоракетной системы, которая помогла бы защититься от потенциальной угрозы со стороны таких «стран-изгоев», как Иран или Северная Корея.
Что касается людей, которые скептически смотрят на нужность договора ПРО и перспективы его ратификации, то они есть как в моей стране, так и в вашей. Считаю их приверженцами отживших свое догм времен «холодной войны» и надеюсь, что их время прошло.