В Киеве на заседании Совета национальной безопасности и обороны был одобрен проект новой редакции Военной доктрины Украины. Главным противником страны в данном документе названа Российская Федерация. Что означает для Москвы подобный выпад Киева и как к нему относиться, АиФ.ru рассказал руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов.
Наталья Кожина, АиФ.ru: Алексей Георгиевич, новая Военная доктрина Украины определяет Российскую Федерацию военным противником Украины, что это означает для нашей страны?
Алексей Арбатов: Это означает, что всё планирование, строительство военной инфраструктуры, развитие и подготовка Вооружённых сил Украины, их оснащение, вооружение военной техникой будет направленно против России.
— Мы можем рассматривать это как какую-то реальную угрозу, или это просто провокация?
— Украина на Россию не нападёт, значит, как реальную военную угрозу мы её не можем рассматривать. На тему военной угрозы всегда бывает очень много двусмысленности, лукавства и подмены. Военная угроза — это угроза нападения, ещё раз повторюсь, что такая угроза со стороны Киева не исходит. Просто из-за того, что напасть на ядерную державу, имеющую к тому же солидные вооружённые силы, было бы для Украины самоубийством. Но беспокойство у России это может вызывать в связи с ситуацией на юго-востоке. Не полностью снята вероятность того, что всё-таки под давлением правых и консерваторов в конечном итоге Порошенко может попытаться отвоевать назад какую-то часть из этих двух особых районов Донбасса и Луганска и по поводу Крыма тоже. Хотя Украина, судя по всему, не собирается военным путём отвоёвывать его назад и понимает, что это невозможно. Но какое-то военное давление на Крым Киев может оказывать, заставляя Россию вкладывать больше средств в оборону полуострова и развёртывать там соответствующие вооружённые силы. Есть, конечно, один спорный вопрос, связанный с Приднестровьем, связь с которым у России есть только через территорию Украины и в её воздушном пространстве. Поскольку вопрос этот противоречивый, конечно, не исключён рост военной напряжённости и даже то, что Украина по мере наращивания своего военного потенциала полностью закроет этот коридор, что поставит в очень тяжёлое положение российский контингент в Приднестровье, да и вообще статус этой непризнанной республики.
— За счёт каких средств Украина планирует наращивать свой военный потенциал, если страна находится в шаге от дефолта?
— Да, экономически им это тяжело, но они рассчитывают на помощь Запада, как финансовую, так и техническую. В свою очередь, Запад пока ударных средств Киеву не поставляет, но зато поставляет большое количество вспомогательных, некоторые из них крайне дорогостоящие, как, например, информационно-управляющие системы. Это позволяет Украине больше денег вкладывать в ударные средства. Кроме того, страна рассчитывает, что начнётся экономический подъём, а пока вклады в оборону будут осуществляться за счёт гражданских и социальных статей. Что, кстати говоря, имеет место в любой стране, включая и Россию. Вклады в обороноспособность не «из тумбочки» берутся, а из общего бюджета.
Поскольку Украина считает, что является жертвой агрессии и территориальных захватов со стороны соседнего государства, в этой атмосфере у неё есть больше возможностей за счёт социальных статей вкладывать в оборону, а по части социальных статей она рассчитывает на помощь Запада. В этой ситуации у него не будет никаких военно-политических проблем, а только финансовые, насколько Запад сможет помогать Украине и с чистой совестью вкладывать деньги в гражданские статьи бюджета.
— Как Россия должна реагировать на подобные заявления Украины, будет ли она это делать?
— Россия выразит сожаление, скажет, что она ни в чём не виновата, что Крым присоединился к нашей стране на основании волеизъявления народа и что Донбасс и Луганск тоже попытались отделиться от Украины, что Россия не является стороной конфликта, воюют только добровольцы и отпускники. По недавнему признанию бывшего премьер-министра ДНР Бородая, от 40 до 50 тыс. российских добровольцев воюют в Донецке и Луганске. Всё это будет высказано. А что касается чисто военных приготовлений, то Россия имеет большой контингент, который находится непосредственно на границах с Украиной и, прежде всего, с Донбассом и Луганском и в Крыму, в южном подбрюшье Украины. Наша страна может очень быстро перебросить контингент по железной дороге к границе с Украиной. И этот манёвр всё время отрабатывается, он на ходу, 40–50 тыс. человек Россия запросто способна перебросить в течение недели. Плюс добровольцы-отпускники, которые там присутствуют. У нас, безусловно, больше возможностей оказывать давление на Украину, хотя Россия в своей военной доктрине никогда Украину не называла своим врагом.

План «Б». Украину ждет судьба Югославии?
Кого могла бы завоевать Россия?
Кровавая победа Порошенко
Тень незалежности. Украина отмечает годовщину суверенитета
Как пройдет железнодорожный маршрут на юг в обход Украины?