Попыткам создать аналог Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе уже не один десяток лет. В своё время СССР инициировал созыв Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе — предшественника ныне действующей ОБСЕ, целью которой является поддержание военно-политической стабильности. На сегодняшний день ОБСЕ наделена огромными полномочиями вплоть до принятия мер практического характера во время локальных конфликтов. Она занимается всем — от защиты национальных меньшинств до борьбы с торговлей людьми. Россия является членом данной организации, но отдельные российские политики поговаривают о необходимости создания её аналога в восточном полушарии.
Мы наш, мы новый мир построим
На прошлой неделе, выступая в Госдуме во время «правительственного часа», министр иностранных дел Сергей Лавров обратил внимание на важность таких организаций сотрудничества на востоке, как ШОС, БРИКС и другие. В свою очередь, обращаясь к главе российского внешнеполитического ведомства, лидер партии «Справедливая Россия» Николай Левичев предложил рассмотреть возможность создания новых политических площадок. «Думаю, что Россия может выступить с инициативой создания аналога ОБСЕ на восточном направлении на базе, скажем, того же Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Подобная организация может стать инструментом превентивного предупреждения конфликтов в зоне Азиатско-Тихоокеанского региона», — сказал он в своём выступлении. Левичев напомнил, что в период холодной войны было создано Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, на базе которого возникла ОБСЕ. События же на Украине показали, насколько подобный формат технологичен и востребован.
Комментируя свою инициативу, Левичев пояснил АиФ.ru, что в условиях однополярного мироустройства многие государства теряют свой суверенитет и национальную идентичность. В рамках же имеющихся организаций, таких как ШОС, АСЕАН, Восточно-Азиатский саммит, решаются далеко не всеобъемлющие задачи. Зачатки такой организации Левичев видит в Совещании по взаимодействию и мерам доверия власти. «Это структура, которая создана в 1992 году по инициативе Назарбаева, не далее как в мае этого года в Шанхае прошёл четвёртый саммит. С другой стороны, она тоже пока не тянет на решение того круга проблем, на который в практическом плане замахивается ОБСЕ. Мы видим, что на Украине это единственная организация, которая способна сейчас между противоборствующими сторонами встать, давать какую-то более или менее объективную информацию по фактам нарушения договора о прекращении огня, посчитать количество убитых и раненых и т. д. ОБСЕ всё-таки оказывается довольно технологична в практическом плане», — считает политик.
По его мнению, сейчас необходимо учесть советский дипломатический опыт и использовать его на новом уровне, выступив с мирными инициативами, в частности, рассматривая Совещание по мерам доверяя в Азии в качестве фундамента новой организации, способной стать инструментом превентивного предупреждения конфликтов в зоне Азиатско-Тихоокеанского региона, который США, в свою очередь, уже объявили зоной своих национальных интересов. «Большая часть стран этого региона без энтузиазма относится к такой постановке вопроса (усилению влияния США — прим. ред.). Целый ряд стран видят как раз в России некоего потенциального третейского судью для разрешения целого ряда конфликтов, которые там тоже тлеют на сегодняшний день и, не дай бог, превратятся в очередную горячую точку, которых у нас и так на планете сегодня хватает», — пояснил Левичев.
В поиске союзников
Политолог Павел Святенков считает, что создание подобной организации возможно, однако необходимо помнить об опыте ОБСЕ, которая преследовала цели достижения безопасности в Европе, но проект провалился. «Большинство европейских стран вступило в НАТО, соответственно, безопасность европейских стран стала обеспечиваться натовскими структурами без учёта мнения России и других не натовских членов ОБСЕ. В связи с этим ОБСЕ превратилась в достаточно бесполезную организацию, которая повисла в воздухе. Поэтому аналог ОБСЕ в Азии возможен, но надо продумать структуру этой организации, кто войдёт в её руководство, будет ли там региональный аналог Совета Безопасности ООН со своими великими державами и правом вето. И, наконец, нужно позаботиться о том, чтобы эта организация всё-таки имела достаточно влияния, потому что создать можно всё что угодно, сами понимаете, вопрос только в том, будет ли такая организация влиятельной», — сказал Святенков АиФ.ru.
На сегодняшний день существует множество международных структур, носящих консультативный характер, напомнил политолог. Недавно, в частности, прошёл очередной саммит АТЭС. Содружество изначально создавалось как антикитайская организация, но очень быстро, с вступлением в него Китая, стало форумом, где обсуждаются важные для региона вопросы. Его реальная роль невелика, так как решающую роль продолжают играть США, Япония и Китай. «Большой вопрос, как такие организации будут действовать, чтобы заставить великие державы считаться со своим мнением, вот главная проблема», — подчеркнул Святенков.
В понедельник председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин на международной конференции в Астане заявил о намерении 40 стран мира присоединиться к зоне свободной торговли Евразийского экономического союза. На сегодняшний день в состав ЕАЭС входят Россия, Белоруссия, Казахстан, в ближайшее время присоединится Армения. В свою очередь, Молдавия, Грузия и Украина в июне подписали соглашение об ассоциации с ЕС.
«Ещё около 40 стран мира официально изъявили желание создать зону свободной торговли с нашим интеграционным объединением. В то же время некоторые наши партнёры по Содружеству, во многом под внешним давлением, отказываются от равноправного участия в Евразийском экономическом союзе ради ассоциации с Европейским союзом, предполагающим его полное доминирование», — приводит слова парламентария РИА «Новости». Какие именно страны уже готовы присоединиться к ЕАЭС, Нарышкин не уточнил.
Святенков считает, что присоединение 40 государств к ЕАЭС «абсолютно исключено». Такое же количество стран может быть только на уровне наблюдателей или ассоциированных членов.
«Российская дипломатия за последние 20 лет потеряла всех союзников, мы оказались в изоляции. Естественно, сейчас необходимо проводить новый дипломатический курс, чтобы этих союзников себе создавать, что, собственно, и делается. В предшествующие годы выяснилось, что Россия находится в тотальной изоляции и никаких друзей не имеет. Так что в данном случае, конечно, идея искать союзников, искать какие-то новые формы взаимодействия с другими, не западными государствами нужно и правильно. Но вряд ли эти страны могут мгновенно превратиться, в буквальном смысле, в союзников, надо просто искать подходы», — заключил политолог.
Ежа с ужом скрестить нельзя
Не видит необходимости создания ещё одной интеграционной структуры доцент кафедры зарубежного регионоведения и международного сотрудничества МИГСУ РАНХиГС, политолог Роман Андреещев. Свою позицию он обосновывает в числе прочего бессмысленностью существования действующей ОБСЕ. «Давайте посмотрим, сколько на постсоветском пространстве конфликтов. Хоть один конфликт вот так, до конца, ОБСЕ могла разрешить? Я думаю, нет», — сказал он.
Не стоит забывать и о том, что многие страны — члены ОБСЕ — на сегодняшний день подконтрольны США, поскольку на их территории базируются американские военные базы. По сути, они «оккупированы иностранными войсками», пояснил эксперт.
По его мнению, слабую эффективность показывают и другие организации сотрудничества. В частности, само СНГ, в рамках которого было заключено свыше полутора тысяч соглашений, работают из которых лишь единицы. «В своё время между Россией и Казахстаном был подписал договор о вечной дружбе. Прилагательные и эпитеты, которые в нём написаны, — это просто мишура для обывателя, чтобы было видно, что какой-то прогресс достигается. БРИКС — это форум для согласования подходов между пятью странами, а говорить, что это интеграционное объединение, на сегодняшний день нельзя», — пояснил Андреещев.
В свою очередь АТЭС, G20, G8 — это всего лишь площадки для обсуждения мнений. ШОС изначально создавалась как организация, которая была направлена на обеспечение мер доверия в области границ между пятью государствами. Сейчас же о своём желании вступить в эту организацию заявляют Индия и Пакистан.
«Но ведь Индия и Пакистан постоянно находятся на грани боевых действий друг с другом, и у той, и у другой страны есть ядерное оружие. Если мы с США этот период прошли ещё в 50–60-е годы, то эти две страны только приобрели ядерное оружие. Не дай бог, кто-то из них его применит. И как они будут сотрудничать между собой в ШОС? Афганистан тоже старается присоединиться к ШОС. Но с кем разговаривать в Афганистане, если власти не контролируют полностью свою страну? Без американской поддержки это руководство нежизнеспособно. Вопрос встаёт ребром — а действительно ли это независимые страны? Могут ли они нормально функционировать? Бумагу подписать, какую-то общую декларацию — не проблема. Главное — исполнить её. А если ресурсов для исполнения не хватает, то чего стоит такой документ? Он ничего не стоит», — пояснил эксперт.