Полгода назад команда Михаила Саакашвили, пришедшая к власти в Грузии после Революции роз, сдала последние позиции в руководстве Грузии. Ставленник бывшего грузинского президента (сам Саакашвили не мог идти на третий срок) осенью 2013 года проиграл выборы кандидату от «Грузинской мечты» Георгию Маргвелашвили. Таким образом, политическое объединение «Грузинская мечта», главный оппонент Саакашвили и его политического курса, одержало окончательную победу, сосредоточив в своих руках всю власть в стране. До этого, в конце 2012 года, движение победило партию Саакашвили на парламентских выборах.
Охота на «бывших»
В течение 2013 года ключевые фигуры режима Саакашвили были постепенно отстранены от власти. На некоторых из них завели уголовные дела о коррупции. Так, был арестован бывший премьер-министр Вано Мерабишвили. Эксперты прогнозировали, что Саакашвили после ухода с поста президента может грозить та же участь. В последние месяцы прокуратура Грузии возбудила целый ряд уголовных дел против бывших подчиненных Саакашвили, по которым сам он проходит в данный момент как свидетель.
Недавно его вызвали на допрос в главную прокуратуру Грузии в связи с тем, что в 2008 году он помиловал четырёх высокопоставленных сотрудников МВД, осужденных за убийство банковского служащего. Кроме того, как свидетеля Саакашвили могут допросить ещё по трём уголовным делам: по делу о подавлении бунта батальона ВС Грузии в Мухровани в 2009 году, по делу о незаконных действиях в отношении семьи бизнесмена Бадри Патаркацишвили и по делу о растрате более 5 млн долларов с баланса службы госохраны.
Читайте также: В чем обвиняют Михаила Саакашвили →
Через своего представителя экс-президент передал, что в кабинете следователя никаких показаний давать не будет, но готов выступить свидетелем в суде по Skype. После ухода с поста президента Саакашвили вообще предпочитает в Грузии не появляться. Сейчас он живёт в США. Там Саакашвили читает лекции в школе международных отношений и права Флетчера университета Тафтс. Его семья живёт в Голландии. Зимой появлялись сообщения о его встречах с европейскими политиками, а недавно он посетил Киев, где встретился с Юлией Тимошенко.
Обманутые ожидания
Вопреки ожиданиям, смена власти в Грузии не привела ни к каким принципиальным изменениям ни во внутренней, ни во внешней политике страны. «Сохраняется половинчатость внешнеполитического курса: с одной стороны, они хотят улучшить отношения с Россией, с другой стороны, твердят, что вступают в НАТО и Евросоюз», — говорит эксперт Института стран СНГ Михаил Александров. В отношениях с Россией смягчилась риторика, но конкретных дел нет, отмечает он.
Ещё в прошлом году Россия смягчила для Грузии правила торгового режима: в российских магазинах снова появились грузинские вина и сельскохозяйственные товары. Но если Грузия продолжит ассоциацию с Евросоюзом (а она уже согласовала текст договора), Россия может снова усложнить таможенные процедуры, чтобы защитить свой рынок, говорит Александров. Не был смягчён и визовый режим с Россией, хотя шагов в этом направлении от новой власти очень ждали.
«Отсутствие внятной политики властей Грузии на российском направлении привело к замораживанию ситуации в экономической отрасли, существенных улучшений в экономике нет», — продолжает Александров. Между тем оппоненты Саакашвили шли на выборы под лозунгом возвращения гражданам социальных гарантий, которые были урезаны прежней властью.
«Новая власть ещё не сказала своего слова в вопросах экономической и социальной политики, — отмечает политолог Сергей Маркедонов. — "Социальные подушки" гражданам так и не вернули». Впрочем, надежды на это у населения пока есть, добавляет эксперт. Оптимизм в гражданах поддерживают демонстрационные уголовные процессы над бывшими соратниками Саакашвили. «Избирателю всегда нравится, когда наказывают представителей власти, — отмечает Маркедонов. — Но этот компенсаторный период скоро закончится, и новой власти понадобится позитивная программа».
Антироссийская система
А такой программы, судя по всему, нет. Александров объясняет это самим устройством грузинской политики. «В Грузии двухпартийная антироссийская система: с одной стороны — "Единое национальное движение" (партия Саакашвили) — жёсткая антироссийская сила, а с другой стороны — "Грузинская мечта" — мягкая антироссийская сила, — говорит эксперт. — Пророссийской, или хотя бы прогрузинской нормальной силы там сейчас нет. И американцы с европейцами делают всё, чтобы такая третья сила там не появилась».
В таких условиях грузинского избирателя ждёт очередное разочарование и новая смена власти, которая снова ни к чему не приведёт, предполагают эксперты. Потерпевшее поражение «Единое национальное движение» уже готовится к такому сценарию: они критикуют новую власть за чрезвычайно мягкую позицию в отношениях с Россией. Бывшие соратники Саакашвили делают ставку на раскол в рядах правящей партии. «Оппозиция стала с симпатией относиться к Георгию Маргвелашвили (президенту Грузии – прим.ред.) в надежде объединиться с ним против Бидзины Иванишвили (неформальный лидер и спонсор «Грузинской мечты» – прим.ред.)», — говорит Маркедонов.