Примерное время чтения: 4 минуты
6549

Просто бомба. Старые модели ФАБ оказались востребованы в зоне СВО

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. Движущая сила аргументов 24/04/2024 Сюжет Спецоперация РФ в Донбассе и на Украине
Авиабомбы ФАБ-500 на аэродроме базирования самолетов ВКС РФ.
Авиабомбы ФАБ-500 на аэродроме базирования самолетов ВКС РФ. РИА Новости

Ещё недавно казалось, что фугасные авиационные бомбы (ФАБ) можно отправить на свалку истории: время свободнопадающего чугуна, который высыпается из самолётов и с воем летит вниз, безвозвратно ушло. Но сегодня они уничтожают позиции ВСУ по всей линии боевого соприкосновения.

Наиболее активно бомбы используются на Авдеевском, Донецком и Купянском направлениях. Когда ФАБ-1500 применили в Харькове, из 300 боевиков из-под завалов здания не смог выбраться никто.

И бункер, и дамбу

ФАБ — самое старое и распространённое семейство авиационных боеприпасов, предназначенное для уничтожения живой силы, техники, а также оборонительных сооружений противника, включая подземные железобетонные бункеры и склады.

Для примера ФАБ-250 при весе взрывчатого вещества 94–97 килограммов наносит сильные повреждения всему, что расположено в радиусе 28 метров. Его осколочный вариант ОФАБ-250 (осколочно-фугасная авиационная бомба) гарантирует поражение в радиусе 200 метров.

«С увеличением веса бомбы и взрывчатого вещества радиус сплошного поражения кратно не возрастает, — уточняет полковник ВС РФ Григорий Крюков. — Для наглядности: ФАБ-250 оставляет воронку глубиной 3 метра и радиусом 10 метров. ФАБ-500 — уже 4 и 12 метров, ну а ФАБ-1500 — 6 и 14 соответственно. Все размеры примерные: зависит от того, какой грунт, как настроены взрыватели».

У каждой из фугасных бомб своя специализация. Есть ФАБ для работы по самым разным укреплениям, береговым батареям, дамбам. Благодаря внушительной массе они пробивают укрепления на большую глубину и там взрываются. Задача ОФАБ — наносить максимальный урон живой силе противника за счёт большого количества осколков. Модели ОФЗАБ (осколочно-фугасно-зажигательные бомбы) способны не только разрушать, но и поджигать строения.

Сделано в СССР

Сейчас Россия использует модели ФАБ, спроектированные Советским Союзом в 1946, 1954 и 1962 годах. То есть самой «молодой» — более 60 лет. У конструкторов есть этому объяснение. Дело в том, что военная наука в своё время сделала ставку на развитие корректируемых и управляемых авиационных боеприпасов — нечто среднее между бомбой и ракетой. Плюс с появлением дальнобойных зенитно-ракетных систем ФАБ стала практически бесполезна: противник не позволял бомбардировщикам выйти на цель.

Тем не менее в ходе СВО сотни тысяч таких бомб, которые хранились в российских арсеналах, оказались востребованы.

«ФАБ, разработанную в 1946 году, уже не встретить. А вот модели 1954 и 1962 годов применяются, — рассказывает генерал-майор ВВС Владимир Попов. — Отличить их можно даже по внешнему виду. Первые предназначались для использования на самолётах, летающих на дозвуковых скоростях. Они “толще” и чёрного цвета. Модель-1962 более вытянутая (поскольку крепилась на подвесы сверхзвуковых бомбардировщиков) и серого цвета».

Выручил модуль

В зоне СВО для бомбёжек украинских опорников применяется ФАБ с УМПК (универсальными модулями планирования и коррекции).

«Спецоперация остро поставила вопрос: как применять свободнопадающие бомбы в условиях современного боя, — рассказывает Крюков. — ПВО противника не даст спокойно отбомбиться и вернуться на аэродром базирования. Самолёты уничтожат ещё на подходе к объекту. Вот тут и вспомнили о системах, позволяющих забрасывать обычные бомбы на большие расстояния. США уже давно ведут разработки в этом направлении. В России они тоже велись, но СВО придала ускорение».

Самой массовой фугасной бомбой с модулем планирования и коррекции является ФАБ-500М62. Именно она чаще всего упоминается в сводках Минобороны России. Конструкция модуля довольно проста: он на специальных хомутах надевается на бомбу (некоторые сравнивают его с женским бюстгальтером), и та готова к применению. ФАБ на определённой высоте сбрасывают с самолёта, УМПК раскрывает крылья, и бомба начинает двигаться к цели согласно координатам, заложенным в навигационную систему (при необходимости подруливая хвостовыми рулями).

Высота сброса влияет на дальность полёта. Она может достигать и 50, и даже 70 километров. Точных характеристик никто не раскрывает. Но те, кто видел применение планирующих фугасных бомб, говорят, что эффект их воздействия колоссален. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах