Учителей в России могут приравнять по статусу к госслужащим. Соответствующий закон разрабатывают депутаты.
Почему учителя оказались в бедственном положении, как это исправить и что поможет повысить престиж профессии учителя? Своим мнением с aif.ru поделилась первый заместитель председателя комитета по просвещению Госдумы Яна Лантратова.
«Учителей превратили в обслугу»
— За последние десятилетия произошло обесценивание профессии учителя. В педагогические вузы часто поступают от безысходности, и образование это не очень ценится. Выпускники не стремятся сразу устроиться в школу, пытаются найти более перспективную и оплачиваемую работу.
Провела много встреч с учителями. На одной из них мне предложили принять участие в интерактивной игре: «Если бы у меня была волшебная палочка, что бы я изменил в школе?». Учителя делились своими желаниями. Мне очень помогла эта эмоциональная беседа понять, насколько сложное положение у наших педагогов.
По каждому незначительному, часто надуманному и раздутому поводу к учителям приходят с разборками. Ученики и родители позволяют себе угрожать учителю за низкие оценки, за строгие правила, а иногда и за то, что «не так посмотрел». До суда некоторые доходят в своем безумии!
Ситуация доведена до абсурда. Учителю мешают выполнять свои прямые обязанности — учить и воспитывать! Это уже даже не «образовательная услуга», а, простите, обслуга. И такое отношение общества к учителям противоречит здравому смыслу.
Достойная зарплата плюс соцпакет
Нужны конкретные и ощутимые меры поддержки учителей. Не получится вернуть престиж профессии, не подняв зарплату учителям, не предоставив им достойный социальный пакет.
Прежде всего, надо обеспечить социальную защиту, начав с удовлетворения базовых потребностей. Учитель должен быть сыт, хорошо одет и обеспечен качественным медицинским обслуживанием. Как учитель будет себя чувствовать, так будут чувствовать себя и наши дети, все наше общество.
А сейчас многие учителя дальше своего региона никуда даже выехать не могут. Поэтому убеждена, например, что, как и государственные служащие на законодательном уровне, они должны быть обеспечены возможностью получения санаторно-курортного лечения в виде бесплатных путевок.
Их работа сопряжена с постоянными переживаниями, стрессами. Это одна из самых ответственных профессий. С неизбежным выгоранием. И при этом она не везде хорошо оплачиваемая, как в Москве. Порой ну просто катастрофически низкие зарплаты у учителей. Большинство из них не могут себе позволить поездку к морю, в горы, путешествовать.
С каким настроением они потом возвращаются в школу? Сейчас некоторые ученики уже полмира увидели, в отличие от учителей. Разве это нормальная ситуация? Это тоже к вопросу о повышении статуса учителя, о его авторитете. В законе, который сейчас разрабатываю, это обязательно будет учтено.
Также своим законопроектом «О статусе учителя» предлагаю наделить учителей статусом, сопоставимым с государственным служащим. Поднять им зарплату до уровня не ниже средней заработной платы по стране чиновника, предоставить им аналогичные льготы и гарантии.
Сегодня госслужба привлекает молодых людей гораздо больше, чем профессия учителя.
И это объяснимо. Статусом, аналогичным статусу госслужащего, мы повышаем престиж профессии учителя, наделяем его специальным статусом, уходим от слова «бюджетник», которым сейчас называют учителей. Бюджетник — сидящий на бюджете, в этом есть обесценивание роли учителя. А государственный служащий — это человек, которому доверено выполнение определенных задач и функций государства. Плюс социальный пакет.
Зарплата чиновника втрое больше учительской
В 2022 году средняя заработная плата учителя по стране составляла 45 787 рублей до вычета налогов — то есть на руки педагоги получали в среднем по 39 тысяч рублей. Реальная заработная плата у многих педагогов была ниже.
По сводным данным, предоставленным Росстатом в 2022 году, усредненная заработная плата государственного служащего была равна 126 000 рублей. И чиновники, и учителя — это все «государевы люди», и получать за свой труд они должны одинаково. И те, и другие выполняют важную, необходимую государству работу.
Недавно был принят закон, разрешающий передавать муниципальные школы на региональный уровень. Это связано с тем, что в муниципалитетах нет средств и школы находятся в ужасном состоянии. Но и у многих регионов нет достаточных средств для надлежащего обеспечения школ. Поэтому наша партия «Справедливая Россия — За правду» считает, что образование должно полностью финансироваться из федерального бюджета. И, как первый этап, зарплаты учителей и социальные гарантии должны обеспечиваться из федерального бюджета.