Примерное время чтения: 10 минут
303

Национальный бренд. В Адыгее состоялся региональный фестиваль сыра

Фото: А.Гусев

В горной части Адыгеи, на поляне у подножия хребта Уна-Коз, по дороге к плато Лагонаки, прошел IХ региональный фестиваль адыгейского сыра. Он собрал сыроваров, мастеров прикладного искусства и туристов, приехавших в Адыгею познакомиться с национальными традициями, кухней и попробовать настоящего адыгейского сыра.

Среди почетных гостей фестиваля — глава Адыгеи Мурат Кумпилов, председатель Госсовета-Хасэ республики Владимир Нарожный, госсоветник Адыгеи Аслан Тхакушинов, представители республиканской и муниципальной власти.

Один из главных брендов республики

Глава Адыгеи приветствовал всех участников и гостей фестиваля и отметил значимость мероприятия для популяризации национального бренда и повышения туристической привлекательности региона, развития событийного туризма.

«Адыгейский сыр давно знают и любят в нашей стране и за ее пределами. Сегодня мы называем его одним из главных брендов нашей республики, этот выбор определил большой интерес людей к национальному продукту. Уверен, гости фестиваля по достоинству оценят предлагаемую продукцию, а также мастерство местных кулинаров», — подчеркнул Мурат Кумпилов.

Большая поляна фестиваля адыгейского сыра превратилась в этногород с национальными подворьями, ремесленными мастерскими, творческими и игровыми площадками, фотозонами. В подворьях конкурсанты зажгли костры и установили большие чаны с молоком. Все желающие смогли увидеть процесс рождения настоящего адыгейского сыра. Кроме того, на фестивальной площадке свою продукцию представили крупные производители сыра и молочной продукции и владельцы личных подсобных хозяйств из каждого района республики.

Глава Адыгеи зашел в каждое подворье, ознакомился с представленной продукцией, пообщался с сыроварами и сельхозпроизводителями, которые также привезли свою продукцию. В ходе беседы Мурат Кумпилов благодарил тружеников за их весомый вклад в развитие агропромышленного комплекса республики и подчеркнул, что руководство региона продолжит принимать меры для защиты товарного знака «Адыгейский сыр», а также оказывать поддержку предприятиям молочной отрасли в наращивании производства.

Адыгея
Фото: А.Гусев

Сохранение традиций

В этом году производство адыгейского сыра уже увеличилось на 30% по сравнению с предыдущим периодом. В планах на 2018 год увеличить еще на 10-12% количество сыра в ассортименте. К 2020 году ежегодное производство сыра должно составить 14,3 тысячи тонн. При необходимости в республике могут и скорректировать планы в сторону увеличения производства. Для этого идет работа над созданием нескольких крупных ферм, чтобы обеспечивать возрастающие потребности молокозаводов в сырье. На самих предприятиях проведена серьезная реконструкция. В результате мощности молокозаводов увеличились на 37%.

«Сыры как продукт очень популярны в мире, и адыгейский сыр по своим вкусовым, полезным качествам, по ассортименту может конкурировать с любыми из них. Но производство сыра — это не только развитие пищевой промышленности республики, но и сохранение традиций и обычаев. Это еще одно важное преимущество нашего национального продукта. Оно открывает возможности для развития как событийного туризма, так и гастрономического. Это замечательно демонстрирует ежегодный фестиваль адыгейского сыра. Мероприятие стало одним из самых знаковых праздников для туристов, оно ежегодно привлекает в республику все большее число гостей из разных регионов страны», — подчеркнул на встрече с производителями Мурат Кумпилов.

Конкурсы и мастер-классы

Гости смогли продегустировать сыры и убедиться в их уникальных вкусовых качествах. По всем правилам кавказского гостеприимства гостей на фестивале щедро угощали только что сваренным сыром, а также другими традиционными блюдами: халюжами, гуубатами, пирогами и варениками.

Более того, организаторы фестиваля провели независимую оценку качества и народное голосование по выбору самого вкусного сыра. Они оценивали как популярные, так и возрождаемые традиционные блюда из адыгейского сыра. В программу фестиваля также включен конкурс современных блюд, в которых используется адыгейский сыр. Кульминацией праздника стало определение победителя конкурса сыроварения. Лучшим мастером-сыроваром стал Рустем Хуадоков из аула Пшизов Шовгеновского района. Самым гостеприимным подворьем гости фестиваля назвали подворье города Адыгейска.

Кроме того, на фестивале устроили гастрономические и ремесленные мастер-классы, экспозицию мастеров декоративно-прикладного искусства, традиционные игры и развлечения. Многие активно участвовали в адыгэ джэгу. Исполнил национальный танец и Мурат Кумпилов. Завершился фестиваль большой концертной программой с участием ведущих артистов и творческих коллективов республики.

Адыгея
Фото: А.Гусев

Деловая программа фестиваля

По инициативе Мурата Кумпилова впервые в рамках фестиваля адыгейского сыра была предусмотрена деловая часть программы. Для производителей, представителей торговых сетей, республиканской власти, ученых и общественников организовали круглый стол на тему: «Адыгейский сыр — наследие предков, гастрономический бренд России».

Участников встречи приветствовал глава республики, отметив, что подобное общение дает возможность проанализировать перспективы развития отрасли в целом и применительно к своим производствам и территориям. Целью круглого стола также является укрепление сотрудничества производителей и предприятий торговли, выход на новый уровень взаимодействия.

Мурат Кумпилов подчеркнул, что спрос на адыгейский сыр постоянно растет, и это дает основание строить определенные планы. В этой связи руководство республики рассматривает адыгейский сыр в качестве одного из двигателей в реализации Стратегии развития Адыгеи-2030 и заинтересовано в продвижении этого продукта.

«Адыгейский сыр для нашей республики — один из главных брендов. Не так давно исключительное право на производство продукта с наименованием „Сыр Адыгейский“ было закреплено за нашей республикой. Данный факт накладывает на нас особую ответственность как за качество продукта, так и за насыщение им российского и зарубежного рынка. Это одна из главных задач, которые сегодня решаются в республике, и мы намерены добиться серьезных успехов. И сегодня мы усилили работу по продвижению нашего национального продукта на внешние рынки», — отметил глава региона.

Ресурсы для продвижения

Республика уже экспортирует адыгейский сыр, еще в 2012 году вышли на рынок Германии, а экспортером стало ООО «Красногвардейский молочный завод». Сегодня ведутся переговоры с представителями других иностранных государств.

Качество выпускаемой продукции соответствует высоким требованиям зарубежных рынков сбыта, так как для развития производства сыра предприятия отрасли были полностью модернизированы. Кроме того, для защиты прав и законных интересов Адыгеи на исключительное право производства адыгейского сыра в республике была создана некоммерческая организация: Союз производителей продукции «Сыр Адыгейский». Её руководитель Мурат Тлюстангелов выступил с докладом о мерах по продвижению адыгейского сыра на внешние рынки, борьбе с недобросовестными производителями поддельной продукции и дальнейших задачах по сохранению приоритета Адыгеи в его производстве. Принципиальную позицию в этом вопросе занимает Россельхознадзор по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. Руководитель ведомства Юрий Петров, который ранее возглавлял Министерство сельского хозяйства РА, отметил, что работа по борьбе с контрафактной продукцией будет усилена.

Председатель Госсовета-Хасэ РА Владимир Нарожный также заявил о готовности законодательного органа власти использовать свои ресурсы для продвижения национального бренда. По мнению главы Адыгеи, качество адыгейского сыра зависит от многих участников производственной цепочки. В частности, хорошие возможности в аграрном секторе открывает кооперация. Ее развитие — это стратегически важная задача в масштабах всей страны. Это одно из поручений главы государства в рамках нового майского указа.

Число фермерских хозяйств растет

О том, как использовать в производстве сырной продукции кооперацию, сообщил руководитель некоммерческого партнерства «Союз фермеров Адыгеи» Аслан Дзехохов. По его словам, благодаря действию федеральной программы по поддержке начинающих фермеров, хозяйства республики стали развиваться, увеличивается число КРС, объемы производства молока. Растет и число фермерских хозяйств, продукция которых может конкурировать с товаром крупных предприятий. Дальнейшее развитие хозяйств фермеры связывают с новой федеральной программой по поддержке кооперации.

Свое мнение высказали и производители уникальной сырной продукции. Среди тех, кто успешно продвигает свой товар на рынок, — владелец крестьянско-фермерского хозяйства Казбек Цишев. Многие уже оценили новую продукцию: оригинально оформленные сыры «Матэ». Особенность его продукции заключается в активном использовании исторической составляющей и в производстве, и в брендировании товара.

Было отмечено, что во многих странах продукция небольших фермерских хозяйств присутствует на прилавках магазинов торговых сетей. Поэтому к диалогу организаторы круглого стола пригласили представителей федеральных торговых сетей. Продукция ряда производителей Адыгеи уже продается в крупных торговых центрах. Их представители заявили о готовности к дальнейшему взаимовыгодному сотрудничеству. Глава РА рекомендовал организовать площадку для более предметного диалога между коммерческими организациями.

Адыгея
Фото: А.Гусев

Продукт, рожденный многовековым опытом

В ходе беседы отдельное внимание было уделено исторической составляющей, связанной с адыгейским сыром, а также идеей организации фестиваля. Краткий научный экскурс в историю происхождения адыгейского сыра, который упоминался еще в нартском эпосе, представила кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и культуры адыгов Адыгейского государственного университета Зарема Цеева. Она обратила внимание на уникальные вкусовые качества и питательные вещества в составе национального продукта. Благодаря своим свойствам адыгейский сыр, рождённый многовековым опытом, с древних времён стал универсальным продуктом, который подходит для всех и используется при приготовлении различных блюд. По сути, адыгейский сыр открывает путь к здоровому образу жизни.

В завершение Мурат Кумпилов отметил продуктивность состоявшегося диалога, он будет продолжен. Республиканские власти готовы оказывать содействие предприятиям отрасли в развитии их производств, а также продвигать национальный бренд «Адыгейский сыр». «Адыгейский сыр для нашей республики — это не просто часть имиджа. Это один из главных брендов Адыгеи, по которому многие россияне узнают о нашем регионе», — резюмировал глава Адыгеи.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах