30 января президент провёл в Красногорске Совет по развитию местного самоуправления. А перед этим Владимир Путин побывал в современном подмосковном Центре управления регионом. В будущем такие центры появятся по всей стране.
Каждую неделю в подмосковный ЦУР приходят десятки сообщений от местных жителей по поводу медицины и образования, дорог и общественного транспорта, ЖКХ, безопасности, вывоза мусора. Запросы принимают по телефонам горячей линии, через соцсети или через портал «Добродел». Все жалобы отмечают на специальной карте Подмосковья, после чего над ними начинают работать сотрудники 30 профильных ведомств.
Всего в центре сегодня трудятся более 120 человек, которые делятся на несколько смен. Они отслеживают запросы жителей в круглосуточном режиме. Каждую неделю сотрудники ЦУР обрабатывают порядка 10-12 тысяч сообщений жителей Московской области. Наиболее часто им приходится сталкиваться с проблемами дорог, мусора и благоустройства дворов. Анализ собранных данных помогает предотвращать возникновение аналогичных проблем в будущем.
Оценить то, как чиновники выполнили ту или иную работу, жители могут также через «Добродел», обновив статус запроса (например, выложив фото объекта). Это позволяет поддерживать очень высокий уровень продуктивности: 70% запросов решаются уже в первый день, рассказал президенту губернатор Подмосковья Андрей Воробьев.
«ЦУР помогает контролировать работу служб ЖКХ, системы образования, здравоохранения, исполнение госконтрактов в рамках нацпроектов, движение общественного транспорта. В этом плане ЦУР для нас — такая палочка-выручалочка. Эффективность его работы впечатляет: в разы сократились жалобы. Например, у нас было огромное количество жалоб на то, что контейнеры не убирались. Сейчас мы их уменьшили почти в три раза», — рассказал глава Московской области.
Президент предложил распространить практику и на другие регионы. «Центр, который здесь создан, по управлению регионом по важнейшим направлениям работает, насколько я смог убедиться, интересно, с отдачей. Нужно обязательно тиражировать такой опыт, — отметил Владимир Путин. — Главное, что обратная связь хорошая, реакция быстрая у властей на запросы людей. Это намного повышает качество управления по каждому направлению в отдельности».
По словам президента, современные технологии позволяют быстро реагировать на повседневные проблемы жителей и отвечать на их инициативы. А значит, эффективнее и быстрее решать проблемы, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни.
«Меня поразила оперативность»
АиФ.ru попросил жителей Подмосковья, которые уже пользовались услугами ЦУР, описать свои впечатления.
«Про ЦУР мне рассказали соседи, — сообщил житель г. Дмитрова Алексей Бездетко. — Они обращались туда пару месяцев назад, когда у нас на ул. Аверьянова долго не вывозили мусор. Буквально на следующий день приехала машина и контейнерная площадка опустела, её даже почистили. Поэтому я тоже решил высказаться по поводу уборки нашего двора и через „Добродел“ направил свою просьбу. Мне сразу ответили, и сейчас — можете посмотреть — чисто».
Такая система, как ЦУР, удобна тем, что не нужно ходить в управу или в ЖЭК, сидеть в очереди, считает наш собеседник: «Сразу написал, получил ответ и проверил исполнение».
«Меня поразила оперативность реагирования, — говорит жительница г. Егорьевска Светлана Вардиева. — Обратите внимание: мое обращение по поводу аварийного ствола дерева около нашего дома было зарегистрировано в 15:51, и система мне сообщила, что оно уже направлено на рассмотрение. В 15:55 моему обращению уже была присвоена категория, и мне сообщалось, что обращение направлено к нам в муниципалитет. Был указан и срок решения проблемы: 8 рабочих дней. Теперь осталось проверить, каким будет результат, но об этом я вам смогу сообщить через 8 рабочих дней».
«Мне нравится сама идея, которая заложена в работе ЦУР: прозрачность. Т. е. мы видим, что на нашу проблему обратили внимание, видим пути её решения, исполнителя и даже сроки. Поэтому, мне кажется, ЦУР поможет оперативно решать многие проблемы города: в образовании, в ЖКХ, в сфере экологии и т. д.», — уверена жительница г. Королева Ирина Лозовая.
Народный бюджет
На Совете по развитию местного самоуправления Владимир Путин предложил в ближайшие три года увеличить долю расходов муниципалитетов, определяемых с прямым учётом мнения граждан, — так называемое «народное бюджетирование». Сейчас эта доля не превышает 1%, а президент хочет довести её как минимум до 5%. «Людям виднее, куда тратить деньги, поэтому приоритеты для финансирования муниципальных проектов необходимо выбирать в прямом диалоге с гражданами», — сказал Путин.
Подобные инициативы развёрнуты уже в 68 регионах. Для того чтобы такой подход использовался повсеместно, нужна единая правовая основа, подчеркнул секретарь Генерального совета партии «Единая Россия» Андрей Турчак. По его словам, скоро «ЕР» вместе с правительством вынесет законопроект о поддержке народного бюджетирования, направленного на решение местных вопросов.
Основной плюс для государства — эффективность с финансовой точки зрения, рассказал министр экономического развития России Максим Решетников, который еще недавно был главой Пермского края. «У нас в Пермском крае проекты обходились в 3-4 раза дешевле, чем те же вещи, которые мы делали там по государственному заказу со всей проектной документацией. Люди, когда сами решают свои проблемы, находят проекты более эффективные, недорогие, те, которые приносят большую пользу», — поделился он своим опытом.
Особо отличившиеся муниципалитеты на совете было предложено премировать. Президент поддержал эту инициативу. «Нужно не просто увеличивать призовой фонд всероссийского конкурса „Лучшая муниципальная практика“, а сделать это ощутимо, по-серьёзному, и с нынешних 40 млн сразу поднять это до одного миллиарда рублей», — сказал он.