Отныне основной темой для президента Украины является проведение выборов на территориях ЛДНР.
2 октября в Париже прошла встреча в рамках «нормандского формата» между президентами Франции, России, Украины и канцлером Германии. В ходе этой встречи был достигнут ряд ключевых соглашений по урегулированию кризиса на Востоке Украины. В частности, было заявлено о необходимости всеобъемлющего соблюдения вторых минских соглашений.
Во-первых, о необходимости проведения конституционной реформы на Украине и ее согласования с представителями ЛДНР. Во-вторых, о возобновлении действия Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». В-третьих, о принятии постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей (освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, создание отрядов народной милиции и др.). В-четвертых, на основании Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, касающиеся местных выборов, должны обсуждаться и согласовываться с представителями республик в рамках Трёхсторонней контактной группы. Данный пункт дополнен «планом Мореля».
В-пятых, должны быть обеспечены помилование и амнистия путём введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
Традиционно для себя Порошенко по возвращении на Украину фактически извратил суть основных договоренностей, достигнутых в Париже. Насколько можно понять из риторики украинского президента, киевская власть во главу угла теперь ставит реализацию пункта № 9 Минска-2, в котором говорится о восстановлении полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта. Восстановление же контроля должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования, то есть проведения местных выборов в республиках на основании Закона Украины и конституционной реформы. Произойти это должно к концу 2015 года при условии выполнения пункта, предусматривающего проведение консультаций и согласований с представителями ДНР и ЛНР в рамках Трёхсторонней Контактной группы.
Причем следует особо отметить, что, как и в предыдущие разы, официальный Киев считает правомерным самостоятельно трактовать и интерпретировать четко записанные алгоритмы, придавая им смысловую нагрузку, противоречащую записанному в документе.
Так, Порошенко, высказывая свое виденье предстоящих выборов на территориях ЛДНР, выделил несколько позиций, которые, по его мнению, являются базовыми для проведения выборов. Во-первых, граждане Украины, покинувшие территории ЛДНР и находящиеся на Украине, должны иметь возможность проголосовать на предстоящих выборах, а это порядка до 1,5 млн. человек. Отметим, что украинский президент в своих заявлениях ни разу не отметил, что подобное право должны иметь и те граждане, которые выехали на территорию РФ, а это приблизительно 1,5-2 млн. человек. А, исходя из украинских законов о выборах, граждане Украины, находящиеся за пределами территории Украины, могут голосовать исключительно в представительствах страны за рубежом, то есть в посольствах и консульствах. На территории России Украина представлена Посольством в Москве и четырьмя консульствами. В случае выборов в этих учреждениях смогут проголосовать не более 15-и тысяч человек, соответственно, ориентировочно 1% от граждан с территорий ЛДНР, находящихся в России. Исходя из этого, становится очевидным стремление Порошенко включить в процесс выборов внутренне перемещенных лиц.
Во-вторых, все политические партии Украины, зарегистрированные министерством юстиции, будут принимать участие в выборах на территориях республик. То есть «Правый сектор», «Свобода» и другие фактически нацистские партии, члены которых призывали и призывают уничтожать жителей Донбасса, по мнению Порошенко и его окружения, должны принимать участие в выборах на территориях ЛДНР.
В-третьих, украинские СМИ должны полноценно участвовать в избирательном процессе. То есть вести необходимую Порошенко пропаганду. В настоящее время для всех очевидно, что перегибами с пропагандой грешат и СМИ ЛДНР, и в этом контексте вопрос с присутствием и освещением выборов украинскими СМИ в принципе не являться проблемным. Но мы знаем, как на выборах различных уровней на Украине используют СМИ, а именно — ситуация будет следующая: сотни, а то и тысячи молодых людей спортивного телосложения с корочками «Пресса» будут предопределять результаты голосования. В случае же противостояния им украинские СМИ всегда смогут показывать это как ущемление прав СМИ и препятствование их деятельности.
В-четвертых, ключевой пункт, о котором Порошенко пока умалчивает, но он совершенно явственно проистекает из логики его выступлений, заключается в том, что организацию, проведение и результат выборов должна курировать Центральная избирательная комиссия Украины, которая находится в Киеве. Это значит одно: совершенно безразлично, как проголосует население ЛДНР, — результаты будут предопределены заранее, и они точно не будут отражать симпатии граждан к тем или иным политическим силам.
На фоне заявлений представителей украинской власти относительно прозрачности и демократичности выборов, которые должны состояться на территориях ЛДНР, вполне уместно привести цитату поставленного Киевом донецкого губернатора Жебривского, который в интервью «Украинской правде» так охарактеризовал предстоящие выборы на подконтрольной Украине территории Донецкой области: «У меня было достаточно много встреч и с европейскими послами, и с послом США. Я им говорил: „Вам форма или суть? Если форма, то выборы, видимо, пройдут. Постараемся сделать их максимально честными, прозрачными и безопасными. Как получится — ну, как сработаем. Но, по сути, выборы не будут ни честными, ни прозрачными, ни демократическими “. Но у них впечатление, что люди должны выбирать».
Подводя итог сказанному, следует отметить, что в настоящее время существует ряд ключевых задач для представителей ЛДНР на переговорах, которые проходят в Минске. Необходимо всеми возможными усилиями добиваться выполнения официальным Киевом взятых на себя обязательств в рамках «минских соглашений». В случае если Украина пойдет на согласование Закона о выборах на территориях ЛДНР, учесть все возможные уловки украинской стороны и не допустить принятия документа, противоречащего интересам ЛДНР. И наконец, на каждой встрече добиваться прямого диалога с представителями украинской власти, так как только такой формат сможет привести к устойчивому миру.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции