Премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что в ближайшее время будет рассмотрен вопрос о введении чрезвычайного положения в энергетике из-за блокады в отношении республик Донбасса. Треть угля, необходимого для работы украинских ТЭЦ, поставляется Донецком, теперь же правительство будет искать иные пути выхода из сложившегося тупика.
На самом деле это очень даже по-украински: приготовить для кого-то ловушку, чтобы угодить в неё потом самому. На днях пронеслась другая новость: в Луганщине потерялась диверсионная группа ВСУ. Позже оказалось, что каратели подорвались на собственной растяжке, трое из них погибли, остальные были ранены и ретировались. Но если это локальный случай на войне, то подобное происходит и на более высоком уровне с серьёзными последствиями.
Ещё в 2014 году Киев начал торговую блокаду ДНР и ЛНР. Но торговля углём всё-таки шла: у ополченцев это основной экспортный продукт, а Киев нуждается в топливе как никто другой. Но ребята из нацбатальонов рассудили по-своему и, честно скажем, вполне логично: раз Донбасс и стоящая за ним Россия — враги, как это утверждает киевская пропаганда, то врагу надо объявить полную блокаду. И объявили. Результат налицо: украинское руководство просто-напросто не знает, откуда брать уголь, и на повестке стоит повышение счетов за услуги ЖКХ. Воистину, в новый год — с новыми надеждами.
Конечно, будут попытки договориться насчёт поставок угля с другими странами. Но вряд ли кто-нибудь продаст украинцам уголь по цене, соразмерной той, что выставлял Донбасс. ЮАР за транспортировку возьмёт в два раза — если не в три — больше. То же самое с Китаем. Наступили на горло собственной песне, называется.
России в этой ситуации стоит предпринять следующий ход. Углём мы обеспечены, но на время импорт донецкого угля можно взять на себя, с последующей его продажей нашим зарубежным торговым партнёрам. Украине, понятное дело, ничего не достанется, но в этом и весь смысл: оказать экономическое давление на Киев, тем самым приблизив конец войны.
Это может показаться жестоким и экономически нецелесообразным действием. Но в стратегической перспективе данная мера оправдана. Это один из механизмов приведения Украины к миру, как и апеллирование к мировой общественности по поводу использования ВСУ тактического ракетного комплекса «Точка-У», представляющего собой оружие массового поражения. Необходимо диверсифицировать нажим на Украину: он должен касаться всех сфер и включать в себя решительные меры в энергетике, дипломатии, финансовом секторе и политике. Сопровождение СМИ, естественно — это фундамент в данной схеме.
Пока Украина не прекратила АТО, никаких иных отношений с Киевом, кроме как по поводу окончания боевых действий, и быть не может. Да, Россия уже запретила импорт украинской молочной продукции, мяса, фруктов и овощей, закрыла небо для украинских авиакомпаний и транзитные маршруты для украинских перевозчиков. Но вот на прошлой неделе стало известно, что молдавские фирмы скупали в России моторы для украинской бронетехники. Разумеется, ответ в данном случае может быть только один: ни одного контракта с этими фирмами с формулировкой «поддержка агрессивной войны против гражданского населения». С любой иностранной компанией, продающей оружие украинской армии, разговор должен вестись предельно ясно: или вы прекращаете это делать и расторгаете контракт, или пусть мир узнает вас как пособников террористов. Упирать на то, что украинские войска, обстреливающие не какую-то там военную инфраструктуру в Донбассе, а незащищённые жилые кварталы, иначе как террористами в СМИ и нельзя называть. Более того, можно попробовать оформить это юридически и потребовать в ООН подробного расследования военных преступлений в Донбассе. Есть ещё один момент в российско-украинских отношениях: поставки тепловыделяющих элементов для украинских АЭС. Киеву надо намекнуть, что проблемы атомной промышленности он может решать, как хочет, если не прекращает огонь в зоне конфликта. Или пусть найдутся сердобольные французы, которые согласятся обслуживать ядерные реакторы Украины.
Военный конфликт в Донбассе можёт быть решен превалированием российских терпения и решимости над украинскими. Украинцы терпели, терпели и дотерпели до того момента, когда в Белом доме в Вашингтоне кормчий уже не Обама, а Франция готова упасть в объятия пророссийских политиков, как перезревший плод. Наступил черёд России: дотерпеть до того момента, когда будут ясные сигналы о том, что Запад готов закончить украинскую эпопею финальным российским аккордом. Кроме РФ, это больше никому не под силу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции