«Полная изоляция оккупированной территории значительно приблизит сроки ее освобождения. Иначе этот вялотекущий процесс только растягивает во времени страдания и беды находящихся там людей», — заявил Секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Александр Турчинов. Это заявление вызвало резкую реакцию «Оппозиционного блока», в официальном заявлении назвавшего высказывания Турчинова «призывами к расколу страны и дискриминации граждан». Были направлены обращения в ГПУ и СБУ с требованием оценить высказывания Турчинова на соответствие закону.
Стоит отметить, что блокада Донбасса Украиной не заканчивалась и в данный момент продолжается. Правда, пока она носит пассивный характер: Украина закупает уголь у республик, туда-сюда через нерадивых и продажных полицейских и глав районных администраций проходят оружие и продовольствие. То есть, не такая уж и жесткая блокада получается, совсем не континентальная. Турчинов, призывая к более серьезным мерам, должен отдавать себе отчёт в том, что украинское государство в таком случае должно расщедриться на гораздо большие расходы на обеспечение изоляции региона площадью с Бельгию и численностью населения 2,3 млн человек.
Вообще, подобные заявления, которые слышны из уст украинских как националистов, так и высокопоставленных чиновников, демонстрируют полное непонимание относительно общего будущего Донбасса. Ведь, согласитесь, если вы утверждаете, что Донбасс оккупирован, а живут в нём страдающие от гнёта оккупантов добропорядочные украинские граждане, то зачем вы заставляете их страдать? И наоборот: если вы принимаете позицию, что на Донбассе живёт совершенно нелояльное Киеву население, не принимающее ни украинскую власть, ни украинский язык, ни украинскую культуру, то зачем вы добиваетесь включения этого чужеродного региона в состав своей страны? Я считаю, что рано или поздно все украинцы — от мала до велика, от последнего дворника до министров и президента, осознает тщетность и вредность войны на Донбассе, цели которой абсолютно противоположны условиям сохранения украинской государственности и идентичности. Вероятно, происходящее сейчас — результат присущего молодым и неопытным нациям радикализма и непродуманности своих шагов. Иногда это приводит к тяжелым последствиям: пассионарные радикалы попадают в ловушку более умных политических сил и в итоге проигрывают. Однако, Украина — случай особый.
Некоторые украинские политологи, правда, поговаривают, что Турчинов начал играть непримиримого патриота ввиду близящейся его отставки с поста руководителя СНБО. Тогда, мол, экс-спикер Рады займется партстроительством или продолжит свою карьеру как второе лицо «Народного фронта» после Арсения Яценюка. Турчинов с Яценюком разыграют антипорошенковскую кампанию, свергнут или потеснят его, а потом начнут торговать собой ради поддержки Запада.
Никакой идейной консолидирующей альтернативы ни «Оппозиционный блок», ни также критикующий Турчинова Виктор Медведчук предоставить не могут. Они пассивны, сложно представить, что за такими могут пойти массы. Для украинских националистов и «патриотов» разных мастей, готовых бороться до «победного конца» за «единую и неделимую», поле расчищено. И от их действий нужно ждать последствий, таким ребятам и противников не надо. Они воспроизводят спираль хаоса, и если поначалу населению казалось, что они борются за суверенитет и евроинтеграцию, то с каждым годом их разрушительный потенциал становится всё более и более очевидным. Даже сейчас около половины населения Украины, несмотря на украинизацию последних лет продолжают считать русских «братским народом».
Турчинов, своей позицией не отличающийся от власти, а лишь радикализирующий её повестку, в случае прихода к власти со своей командой загонит Украину в резервацию, с которой никто иметь отношения не захочет. Потому что, сказав «а», нельзя сказать «б» — идти до конца в своей принципиальной борьбе с «российской оккупацией» и довести украинизацию всего, что движется, до полного маразма.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции